Как проверить автомобильный генератор своими руками

Как работает генератор и зачем он нужен?

В современных автомобилях множество потребителей электроэнергии — от автомагнитолы до обогрева заднего стекла. Для работы всех этих потребителей необходима электрическая энергия. Основным ее поставщиком является генератор. Когда он не может покрыть все потребности, например в пробке, расходуется энергия, запасенная в аккумуляторе. После того как появляются условия, генератор восполняет заряд аккумулятора.

электропотребители в автомобиле

При малейших неисправностях генератора, возможны проблемы с восполнением заряда аккумулятора и как следствие проблемы с запуском двигателя.

Наглядно принцип работы генератора можно посмотреть на этом видео:

 

Конструкция и назначение генератора

Перед тем, как проверить генератор мультиметром своими силами, нужны хотя бы минимальные знания о конструкции электроприбора:

  • ремень передает вращение с коленвала ДВС на шкив генератора
  • механическая энергия преобразуется в электрическую
  • диодный мост изменяет переменный ток в постоянный
  • реле регулятора отвечает за подзарядку АКБ при ее разрядке во время запуска ДВС
  • остальное напряжение расходуется на электроприборы машины

Как проверить генератор своими силами: проверка генератора не снимая с машины, реле-регулятора, диодного моста
Для аккумулятора вреден, как недозаяд, так и перезаряд, поэтому напряжение на клеммах должно обладать стабильными характеристиками на любых оборотах. При этом присоединительный узел, размеры, схема и качество изготовления генераторов могут существенно отличаться у разных производителей и для конкретных модификаций авто.

Схемы и клеммы

Перед тем, как проверить генератор на машине собственными силами, необходимо знать электрическую схему этого узла и назначение клемм на его корпусе. Наиболее востребованы 6 схем, для примера на нижнем фото приведена одна из них.

Как проверить генератор своими силами: проверка генератора не снимая с машины, реле-регулятора, диодного моста

Для удобства ознакомления цифровые обозначения на всех схемах одинаковые:

  • блок генератора
  • возбуждающая обмотка
  • статорная обмотка
  • выпрямитель
  • выключатель
  • реле лампы контрольной
  • регулятор напряжения
  • лампа контрольная
  • конденсатор для подавления помех
  • блок трансформатор/выпрямитель
  • АКБ
  • стабилитрон
  • резистор

Выводы на корпусе обозначаются не одинаково, что может помешать правельной диагностике мультиметром (тестером):

  • положительная клемма выпрямителя силового – ВАТ; В+; 30; В или «+»
  • возбуждающая обмотка – FLD; E; EXC; F; DF; 67 либо Ш
  • вывод для контрольной лампы от выпрямителя дублирующего – IND; WL; L; 61; D+ или D
  • фаза – STA; R; ͠ или W
  • нуль – МР или «0»
  • вывод для «+» АКБ – Б; 15 или S
  • клемма для соединения с бортовым компьютером – F или FR
  • вывод на выключатель зажигания – IG

Как проверить генератор своими силами: проверка генератора не снимая с машины, реле-регулятора, диодного моста

В РФ чаще всего эксплуатируются генераторы, возбуждающая обмотка регулятора напряжения которых соединена с бортовой сетью «минусом». Хотя существуют варианты, присоединенные к ней «+».

В машинах с дизельными ДВС могут быть установлены двухуровневые силовые установки 14/28 В. Проверка этих генераторов сложнее, лучше осуществлять ее в СТО.

Для чего нужна проверка генератора

Проверка генератора в автомобиле

Начнем с того, что  генераторы на разных автомобилях не сильно отличаются друг от друга в плане конструкции. Это значит, что рассмотренные ниже способы проверки подойдут как для отечественных авто, так и для иномарок.

Итак, если на панели приборов начинает моргать значок аккумулятора или красный символ аккумулятора горит постоянно,  это не всегда означает, что проблемы возникли именно с АКБ. Другими словами, точно не определив причину, заменой аккумулятора проблему удается решить не всегда.

Более того, больше половины случаев, когда горит значок аккумулятора на панели приборов, связаны с генератором. С учетом того, что проверить генератор не снимая с машины можно достаточно быстро и просто, рекомендуется выполнять такую проверку при возникновении признаков неполадок.

Другими словами, если неисправен генератор автомобиля, даже новая АКБ через небольшой промежуток времени будет полностью разряжена. Обратите внимание, кроме неудобств, связанных с неожиданно разряженной АКБ, глубокий разряд батареи также крайне негативно сказывается на ее дальнейшей работоспособности. Получается, проверять генератор нужно в обязательном порядке.

По какой причине генератор может выйти из строя

Так как признак неисправности генератора практически всегда одинаков, то сразу выявить причины, по которым он вышел из строя, без специального оборудования невозможно. Существует 4 основных поломки, из-за которых генератор может потерять работоспособность.

  1. Заклинивание подшипников. Во время эксплуатации машины в генераторе происходит постоянное движение элементов, которое приводит к исчезновению смазки и дальнейшему подклиниванию либо полному заклиниванию запчастей. Так как подшипники имеют большую плотность, то в первую очередь в основном рвётся ремень, который отвечает за их вращение. Если ремень порвался, то стоит задуматься о замене либо переборке генератора.
  2. Прогорание обмотки. Сгоревшая обмотка может возникать по разным причинам. Наиболее распространённой является попадание химикатов и соли, которыми посыпают зимой дороги. После того, как проводка перегорела или просто потеряла свою целостность, прекращается генерация тока.
  3. Износ либо заедание щёток. Проблемы в щёточном узле возникают из-за того, что износились графитовые стержни. Это достаточно частая проблема, так как многие автолюбители забывают своевременно заменять щётки.
  4. Поломка реле регулятора. Данная деталь предупреждает перезарядку аккумуляторной батареи и приводит напряжение в заданные параметры.

Так как проверить генератор на машине не всегда бывает удобно в полевых условиях, то стоит заранее проводить плановое обслуживание и не пренебрегать симптомами скорого выхода из строя.

Как проверить генератор своими силами: проверка генератора не снимая с машины, реле-регулятора, диодного моста

Признаки неисправного генератора

К внешним проявлениям отказа генератора относятся:

  • соответствующий оптический индикатор на приборной панели продолжает оставаться в активном состоянии или мигает при запущенном двигателе;
  • посторонние шумы;
  • нагрев корпуса до слишком высокой температуры;
  • характерный запах сгоревшей изоляции;
  • тусклый свет фар, мигание лампочек, неустойчивая работа остальных потребителей электроэнергии (в первую очередь мощных), что ярко проявляется при аккумуляторе, выработавшем ресурс;
  • разряд батареи с высокой скоростью.

При инструментальном контроле дополнительно принимаются во внимание

  • несоответствие генерируемого напряжения паспортному значению с учетом имеющихся допусков в широком диапазоне нагрузок;
  • полное отсутствие напряжения.

 неисправности генератора

Подготовка к проверке

Перед началом собственно диагностики:

  • проверяется состояние контактов и при необходимости выполняется подтяжка их креплений и зачистка от окислов.
  • осматриваются соединительные провода и при выявлении их повреждений заменяются на исправные такой же длины и сечения.

Точные результаты достигаются при использовании бытового мультиметра (электрического тестера). Желательно, чтобы прибор имел отдельный вход для подключения токовых клещей.

Запреты

При выполнении тестирования ни при каких условиях нельзя совершать следующие действия:

  1. Запрещается отключать провода от выхода генератора. Он всегда должен иметь нагрузку.
  2. Недопустимо выполнять тестирование методом “на искру”- накоротко замыкать выход генератора.
  3. Состояние изоляции нельзя контролировать гигаомметром (из-за рисков пробоя изоляции высоким измерительным напряжением этого прибора).

Визуальный осмотр

Прежде всего, владельца интересует, как проверить генератор на машине не снимая этот электроприбор. Поэтому неисправности могут диагностироваться следующими способами:

  • лампочка подзарядки – если она зажглась на панели, либо напряжение подзарядки недостаточное, либо АКБ выработала ресурс
  • сторонние звуки – шум, свист и шелест свидетельствуют о слабом натяжении ремня, изношенной втулке или подшипнике
  • запах гари – может проникнуть через печку в салон, вероятна причина высокотемпературный нагрев обмоток
  • перебои в работе электрики – указывают на недостаточный ток, который производит работающий генератор

Ремень можно натянуть, не снимая узел целиком, остальные неисправности устраняются только после демонтажа генератора.

Пожалуй, это самая опасная и трудно устраняемая неисправность. Очень часто она происходит при переполюсовке аккумулятора. Это, когда клеммы аккумулятора подключают в обратной полярности. При этом могут перегореть еще несколько предохранителей и блоков автомобиля.

Обычно диоды выходят из строя парами, так как пробой одного влечет подачу прямого напряжения на последовательный диод. Когда диод пробивается, его сопротивление становится почти нулевым.

В этом случае генератор начинает перегреваться, увеличивается нагрузка на аккумулятор. Пробой диодного моста может вызвать замыкание электропроводки, возгорание.

Если из области генератора чувствуется запах гари, генератор чрезмерно нагревается, немедленно отключайте все провода, идущие к генератору, особенно толстый провод. Тщательно их изолируйте и следуйте к месту стоянки.

Рис. 7 Замена подшипника генератора

Проверить пробой диодов выпрямительного моста просто. Генератор должен «прозваниваться», как диод. Для этого переключите мультиметр в положение «Диод». Затем отсоедините все клеммы от генератора. Сначала щупы мультиметра включите между клеммой толстого провода и массой автомобиля в одном, затем обратном направлении.

Конечно, лучше снять генератор, разобрать его, демонтировать диодный мост и прозвонить каждый диод по отдельности.

Иногда диодные мосты генераторов называют «подкова», ясно почему. Кругленькие (6 штук)– это силовые диоды, они обычно перегорают, их менять трудно. При их монтаже используется не пайка, а сварка. На худой конец, неисправную пару из них можно просто выкусить, не меняя.

Генератор – это своеобразная электростанция, обеспечивающая энергией все системы двигателя: питания, охлаждения, зажигания, поэтому выход его из строя неизбежно повлечет за собой другие неисправности. Чтобы не допустить поломки, необходимо систематически проводить его диагностику, а если неполадок избежать не удалось, немедленно ремонтировать.

В этой статье мы поговорим о том, как проверить генератор на работоспособность, не прибегая к помощи специалистов. Но прежде давайте разберемся в симптомах его возможных неисправностей.

Как проверить исправность генератора автомобиля не снимая его (без демонтажа)

Быструю проверку генератора на месте проводят с помощью лампочки на 12 Вольт и тестера. Этим способом получают данные о корректности показателей напряжения в параллельном подключении цепи с АКБ.

Проверка генератора на автомобиле
Схема проверки лампочкой и тестером

Порядок действий:

  1. Подключить лампу в цепь, используя обычные провода, между выводом генератора В+ и плюсовой клеммой ротора D+.
  2. Силовыми проводами соединить клемму «минус» на аккумуляторе и контакт «минус» генератора (закрепить на «массу»).
  3. Плюсовую клемму АКБ также соединить с плюсом на выводе B+, используя силовой кабель.
  4. Тестер подключают соответственно к контактам батареи и включают режим DС (вольтметра). Показатель напряжения здесь должен быть 12,4 – 12,8 Вольт. Это говорит об исправности цепи и состоянии заряда АКБ.
  5. Далее привод генератора необходимо провернуть в ручном режиме, не запуская двигатель. Для этого снимают ременной привод со шкива и применяют дрель или шуроповёрт: к центрирующей гайке на шкиве подбирают соответствующую головку-переходник.
  6. Во время малых оборотов напряжение на тестере будет 14–14,9 Вольт, а контрольная лампочка должна погаснуть.
  7. После подождать 1–2 минуты и замерить напряжение в пассивном режиме вновь. Значение должно вернуться к отметке в 12,4–12,8 Вольт.

Внимание! При подключении цепи провода на «массу» соединяют всегда в последнюю очередь, чтобы избежать короткого замыкания на аккумуляторной батарее.

Этот метод проверки даёт общее состояние работоспособности генератора, не выявляя возможных нарушений в элементах обмотки, реле, щёток и диодов. Для полной диагностики применяют мультиметр, тестируя каждый участок в отдельности в различных режимах.

Методы проверки работы генератора

Существует широкий диапазон методов проверки работоспособности автомобильного генератора, как в условиях специализированного автосервиса, так и в гаражных условиях. И каждый метод уникален и результативен.

Наиболее простой метод проверки – это периодический контроль на панели приборов автомобиля лампы зарядки. Если загорелась лампа аварийного состояния зарядки, то необходимо принять меры в выяснении причин отсутствия зарядки и устранения неисправности.

Проверка работы генератора осуществляется на рабочем двигателе в режиме холостого хода мультиметром или тестером. Для этого нужно подготовить прибор на измерение напряжения, установив диапазон измерения на 20 Вольт, а щупы прибора плотно прижать для надежного контакта к клеммам аккумулятора, при этом экран мультиметра цифрами покажет снимаемое щупами напряжение (на тестере напряжение показывает стрелка прибора). Диапазон контролируемого напряжения в режиме холостого хода и без включенной нагрузки (габаритные огни, фары, вентилятор охлаждения, отопитель салона) должен находиться в пределах 13,5 – 14,7 Вольт. Проверку на измерение выходного напряжения проводят и с включенной нагрузкой, при этом падение напряжения не должно превышать 0.5 Вольт.

В случае полного отсутствия зарядки в первую очередь проверяется напряжение на обмотке возбуждения с помощью мультиметра или обычной диодной контрольки с лампочкой.

Диагностика исправности генератора мультиметром или контролькой является наиболее простой и широко распространенной методикой.

Работы по исследованию генератора проводятся на специальном стенде, оснащенным приборами контроля тока и напряжения, тахометром и потребителями электрической энергии.

В настоящее время глубокую и подробную информацию по работе электрической машины  можно получить осциллографом, в частности осциллографом Постоловского.

Проверка снятого с машины генератора

Перед тем как снять с автомобиля необходимо:

  1. отключить от клемм аккумулятора силовые кабели;
  2. открутить гайку крепления наконечника подводящего кабеля с плюсовым напряжением и вытянуть разъем провода питания обмотки возбуждения;
  3. освободить от болтов крепления к двигателю корпус генератора и снять приводной ремень от шкива.

Проверка механической части:

Снятый генератор перед разборкой проверяется на предмет механических повреждений, наличия сколов и трещин на алюминиевых крышках. Вращением шкива рукой производят ревизию свободного движения ротора и в случае выявления заеданий шкива (скачкообразное вращение), притормаживания или наличия посторонних звуков корпус полностью разбирают с целью замены изношенных деталей.

Проверка электрической части мультиметром:

  1. Замер сопротивления между выходом «30» и корпусом генератора – если сопротивление омметр показывает близко к нулю, то возможно вышел из строя один или два диода в блоке выпрямителя (диодный мост) или произошло короткое замыкание обмотки статора на корпус;
  2. Проверка положительных диодов производится между клеммой «30» и болтом крепления диодного моста – если величина сопротивления стремится н нулю, то это может означать повреждение одного из диодов;
  3. При проверке отрицательных диодов положительный щуп омметра соединяется с болтом крепления диодного моста, а отрицательный щуп — к корпусу генератора. Если сопротивление отлично от нуля, то это свидетельствует об исправности диодов.
  4. Для оценки работоспособности конденсатора, снятого из схемы генератора, щупы омметра соединяют к выводам конденсатора. У исправного конденсатора в момент соединения щупа сопротивление уменьшается и через короткое время – возрастает.
  5. Надежность соединения обмотки ротора с контактными кольцами можно проверить лампочкой. Минус подключается к корпусу, а плюс через лампочку соединяем поочередно к контактным кольцам. Если лампа разряда не загорается, то это значит замыкания отсутствуют.

Если генератор уже снят, например, по причине капитального ремонта двигателя, то желательно проверить его без установки на авто. Исправность можно оценить быстро, подключив клемму «30» к плюсу, а корпус к минусу аккумулятора. Шкив должен свободно вращаться, но если дополнительным проводом подключить + 12 В. К клемме «+D» обмотки возбуждения, то обнаруживается тугое вращение. Это происходит вследствие появления магнитного поля. Такой экспресс диагностикой можно сделать заключение, что генератор исправен.

Способы проверки снятого генератора

Способы проверки снятого генератора
Как известно, генератор являет собой небольшую электростанцию, которая обеспечивает электроснабжение всех штатных приборов и систем автомобиля. Если узел выходит из строя, его нужно незамедлительно отремонтировать или заменить, поскольку эксплуатация транспортного средства станет невозможной.

О неисправностях генератора свидетельствуют такие признаки:

  1. Непрерывное горение сигнальной иконки в виде красного аккумулятора на панели приборов. Подобное явление указывает на отсутствие реакции от генератора или наличие недостаточной силы тока.
  2. Постоянная разрядка аккумуляторной батареи.
  3. Сбои в работе электрического оборудования (осветительные приборы, сигнализация).
  4. Неполадки в мультимедийной системе, климат-контроле или вентиляции при запущенном двигателе.
  5. Возникновение неприятного запаха гари в салоне или моторном отсеке.
  6. Перегрев статора генератора.

При обнаружении таких признаков следует выполнить комплексную диагностику детали, чтобы избежать сопутствующих проблем. Проверка узла после снятия с машины выполняется по схожим принципам, что и в собранном виде. Однако у нее есть и отличия.
На этапе диагностирования следует проверить обмотку ротора, которая подвергается короткому замыканию при резком скачке напряжения, контакте с водой или износе щеток.

Для оценки работоспособности снятого генератора нужно разобрать его. После изъятия ротора, следует найти на его валу 2 контактные кольца. Дальше следует запустить мультиметр с активацией опций омметра и подключить его щупы к снятым кольцам. На индикаторе должно появиться сопротивление 2-5 Ом.

Подобные отметки являются оптимальными для работающего ротора. Отклонение от нормального уровня указывает на плохой контакт между кольцами. Если значение опускается до нуля, есть вероятность наличия межвиткового замыкания.

На следующем этапе следует проверить статор. Он оборудован несколькими обмотками, которые оцениваются по отдельности. Перед этим потребуется отключить провода, соединяющие диодный мост и выводы обмоток.

Мультиметр подключается к выводам каждой обмотки, после чего на нем должно появиться сопротивление в 0,2 Ом. Дальше замеряется сопротивление между общей клеммой и выводом каждой обмотки. Оптимальный показатель – 0,3 Ом.

При диагностике снятого генератора можно определить износ щеток. Они перестают справляться со своими функциями на фоне продолжительной эксплуатации или по причине проблем, которые появляются при перекосе роторного вала. Если на щетках есть следы значительного износа, а их форма отличается от привычной, потребуется полностью поменять их.

Генератор автомобиля оборудован двумя подшипниками. Первый находится на роторном валу, а второй – в центре крышки. Появление гула, свиста или других сторонних звуков при запущенном двигателе указывает на износ подшипников. К сопутствующим признакам относится нагревание корпуса.

Если вы столкнулись с такими признаками, потребуется незамедлительно заменить подшипники. Если не сделать это, роторный вал будет перекошен или начнет заклинивать с вытекающими последствиями.

Для проверки подшипников нужно снять ремень генератора и провернуть рукой вал. Если деталь вращается нормально без люфта и рывков, подшипники исправны. При наличии проблем или люфта, потребуется заменить их.

Проверка со снятием

Никаких приготовлений или подготовительных этапов для проверки не требуется. Нужно лишь снять сам генератор и приготовить мультиметр. Полная проверка устройства состоит из диагностики реле-регулятора, диодного моста, обмотки статора и ротора. Рассмотрим процедуру проверки каждого из этих элементов отдельно.

Проверка генератора мультиметром со снятием
Проверка генератора мультиметром со снятием

Проверка реле-регулятора

Шаг 1. Демонтируйте реле-регулятор и подготовьте мультиметр.

Снимите реле-регулятор
Снимите реле-регулятор

Шаг 2. Подготовьте лампочку с двумя проводами (как на фото).

Соедините лампочку с двумя проводами
Соедините лампочку с двумя проводами

Шаг 3. Подключите провода от лампочки к щеткам (См. Замена щеток генератора ) реле-регулятора.

Подключите провода к щеткам
Подключите провода к щеткам

Шаг 4. Теперь к «+» и «-» реле необходимо подключить регулируемый блок питания.

К плюсу и минусу нужно подключить блок питания
К плюсу и минусу нужно подключить блок питания

Шаг 5. Соедините «минус» блока питания с минусом реле. Провод зафиксируйте при помощи металлического фиксатора «крокодил».

Подключите минус блока питания к реле
Подключите минус блока питания к реле

Шаг 6. Аналогичным образом подключите вторую клемму блока питания.

Теперь подключите плюс
Теперь подключите плюс

Шаг 7. Готовая конструкция должна выглядеть следующим образом.

Так выглядит конструкция
Так выглядит конструкция

Шаг 8. Теперь подключите мультиметр к клеммам реле-регулятора. Все то же самое: «минус» к «минусу».

Подключите минус мультиметра к реле-регулятору
Подключите минус мультиметра к реле-регулятору

Шаг 9. «Плюс» соедините с «плюсом».

Подключите плюсовую клемму мультиметра
Подключите плюсовую клемму мультиметра

Шаг 10. Включите блок питания, чтобы подать на реле напряжение. Мультиметр после включения показывает 3,8 В.

Включите блок питания
Включите блок питания

Шаг 11. Постепенно увеличивайте напряжение, смотрите на лампочку и на показания прибора. Яркость лампочки постепенно увеличивается.

Медленно увеличивайте напряжение на блоке питания
Медленно увеличивайте напряжение на блоке питания

Шаг 12. В районе 14 В лампочка должна резко погаснуть. Если это произошло, то реле-регулятор работает исправно. В противном случае требуется замена данного элемента. На этом проверку реле-регулятора под нагрузкой можно считать завершенной.

При увеличении напряжения до 14 В лампа должна погаснуть
При увеличении напряжения до 14 В лампа должна погаснуть

Проверка диодного моста

Шаг 1. Для работы подготовьте мультиметр с функцией прозвона и диодный мост, который необходимо заранее снять с генератора.

Подготовьте диодный мост и мультиметр
Подготовьте диодный мост и мультиметр

Шаг 2. Проверьте первый диод. Он имеет положительную полярность. Сопротивление исправного диода при проверке в одном направлении должно составлять от 400 до 700 Ом.

Проверьте первый диод с положительной полярностью
Проверьте первый диод с положительной полярностью

Шаг 3. В другом направлении сопротивление должно равнять бесконечности. Если это так, то диод полностью исправен.

Проверьте диод в другом направлении
Проверьте диод в другом направлении

Шаг 4. Проверьте второй диод отрицательной полярности аналогичным образом.

Проверьте второй диод отрицательной полярности
Проверьте второй диод отрицательной полярности

На заметку! Сопротивление диодов может меняться в некоторых пределах и зависеть от температуры окружающего воздуха. При нагреве сопротивление уменьшается, а при охлаждении – увеличивается.

Шаг 5. По этой схеме проверьте все оставшиеся диоды. У сгоревшего диода сопротивление будет равно бесконечности.

Повторяйте процедуру для оставшихся диодов
Повторяйте процедуру для оставшихся диодов

Шаг 6. Маленькие диоды проверяются точно так же, как и большие. Сопротивление у этих диодов будет немного меньшим, чем у больших. Незначительная разница в сопротивлении этих диодов считается нормой. На этом проверка диодного моста генератора окончена.

Аналогичным образом проверьте маленькие диоды на мосту
Аналогичным образом проверьте маленькие диоды на мосту

Проверка статора

Шаг 1. Подготовьте обмотку генератора для проверки. Желательно это делать в хорошо освещенном месте.

Подготовьте статор для диагностики
Подготовьте статор для диагностики

Шаг 2. Возьмите мультиметр и поставьте его на прозвонку.

Выставьте режим прозвона на мультиметре
Выставьте режим прозвона на мультиметре

Шаг 3. Обмотка имеет три выхода и все они должны «звонить» между собой.

Выходы обмотки должны быть направлены вверх для удобства
Выходы обмотки должны быть направлены вверх для удобства

Шаг 4. Установите первую клемму мультиметра на один выход, а второй по очереди прикоснитесь к остальным двум выходам.

Подключите клемму мультиметра к выходу обмотки
Подключите клемму мультиметра к выходу обмотки

Шаг 5. Проверьте статор на наличие «пробитости» на металл. Для этого прижмите клемму мультиметра к краю обмотки, а вторую ко второму краю.

Проверьте статор на пробитость на металл
Проверьте статор на пробитость на металл

Шаг 6. Второй щуп по очереди соединяйте с выходами обмотки. Если сигналов нет, то обмотка целая.

Поочередно подключайте клемму к выходам обмотки
Поочередно подключайте клемму к выходам обмотки

Проверка ротора

Шаг 1. Подготовьте ротор генератора для дальнейшей диагностики.

Подготовьте ротор для диагностики
Подготовьте ротор для диагностики

Шаг 2. Возьмите мультиметр и выставьте на нем режим прозвонки. Черный щуп должен быть на своем родном месте, а красный – для измерения напряжения.

Установите режим прозвона на мультиметре
Установите режим прозвона на мультиметре

Шаг 3. Проверьте прибор на исправность, соединив черный и красный щуп.

Соедините щупы прибора для проверки его работоспособности
Соедините щупы прибора для проверки его работоспособности

Шаг 4. Присоедините один щуп к одному кольцу ротора, а второй – к другому. Данным способом можно проверить обрыв.

Присоедините щупы к кольцам ротора
Присоедините щупы к кольцам ротора

Шаг 5. Проверьте ротор на наличие пробоя. Для этого один щуп необходимо прижать к кольцу, а второй – к корпусу. Если пробоя нет, то мультиметр показывает бесконечность.

Проверьте ротор на пробои
Проверьте ротор на пробои

Шаг 6. Переставьте мультиметр в режим измерения сопротивления в диапазоне 200 Ом.

Выставьте режим измерения сопротивления на мультиметре
Выставьте режим измерения сопротивления на мультиметре

Шаг 7. Поставьте один щуп на одно кольцо ротора, а второй – на другое (как это делалось ранее). Если обмотка целая, то сопротивление должно быть в районе 3 Ом.

Снова присоедините щупы к кольцам ротора
Снова присоедините щупы к кольцам ротора

Проверка тока отдачи

Данная проверка выполняется только при подключённом моторе. Этот способ достаточно проблематичный и требует большого количества времени и скрупулёзности. Суть диагностики заключается в измерении тока приборов, потребляющих электричество. Двигатель необходимо завести и добиться максимально высоких оборотов. Зонд устанавливается на провод, который идёт к зажиму 30 или В+.

Поочерёдно нужно включать все электроприборы авто, а показатели с мультиметра записывать. После того, как результаты были получены, числа необходимо сложить.

Далее следует включить все электроприборы и сравнить показатели на измерительном оборудовании с суммой прошлых исследований.

Считается нормой показатель на 5 А меньший от полученной суммы, но увеличенная свидетельствует о неисправности запчасти.

Проверка тока возбуждения генератора

Движок должен работать в режиме с максимально высокими оборотами. Мультиметр подключают к клемме 67. На приборе сразу будет показан результат и величина тока возбуждения. У нормально работающего генератора данный показатель находится в пределах 3 — 7 А.

Фото-инструкция по диагностике генератора машины без снятия

Заключение

Генератор – незаменимый узел в каждом транспортном средстве. Если он выходит из строя, нормальная работа машины оказывается под угрозой. Однако в современных автомобилях предусмотрены различные цифровые индикаторы и вспомогательные средства, сигнализирующие о возможных неполадках детали.

Обычно, какой-либо сбой сопровождается появлением иконки «красного аккумулятора» на приборной панели. Если она загорается и начинает моргать – диагностика неизбежна.

Кроме того, машина может сообщать о проблемах с генератором в виде слабого свечения всех приборов. А если после открытия капота замечается обрыв ремня, проверку нужно выполнить как можно быстрее.

Своевременное принятие правильных решений позволит избежать неоправданных затрат и дорогостоящего ремонта важных узлов автомобиля.

Видео о проверке генератора автомобиля: