Ресурс двигателя ВАЗ до капремонта: от чего зависит

Сколько сейчас ходят моторы до капиталки? Разбираем на примерах разных двигателей

ВАЗ-11182 на Гранте — не слишком долговечно, зато неприхотливо

Ресурс двигателя их автомобиля заботит некоторых автомобилистов больше, чем ВВП страны, непреложность третьего закона Ньютона и цвет волос жены. Короче говоря, заботит довольно сильно. Все хотят, чтобы под капотом их пепелаца было установлено нечто очень долговечное, что будет приводить в движение машину еще долгие десятки, а то и сотни тысяч километров.

Но в то же время ясно, что сегодня ресурс выпускаемых двигателей значительно сократился по сравнению с агрегатами тридцатилетней давности. Хотя кто вообще определяет, сколько должен ходить мотор? Кто устанавливает планки, что 100 до капиталки – это мало, а миллион – более, чем хорошо? Давайте пробежимся по ресурсам основных известных многим моторов, чтобы понять, сколько беззаботных десятков тысяч километров до капиталки они могут нам гарантировать.=

 До 150.000 километров

Вообще мотор — штука довольно живучая, поэтому при правильной эксплуатации даже конструктивно не самый удачный агрегат проживет довольно долго. Понятно, что сломать можно даже самый надежный агрегат: масла не долил до уровня, и вот вам пожалуйста билет на капиталку. Но в целом при регулярной замене масла и контроле антифриза двигатель раньше 150.000 км умереть не должен.

Да и 150 тысяч — весьма не выдающийся показатель. Можете слету назвать несколько таких агрегатов, которые бы в большинстве своем «ложились» сразу после сотни тысяч пробега? Ну, пожалуй первые «принцы» совместного франко-баварского творчества года эдак две тысячи пятого. Там действительно было за счастье, если двигатель проезжал сто тысяч.

Выглядит до сих пор классно, хотя машине уже 15 лет. А вот с агрегатами по большей части беда… M 93, CC BY-SA 3.0 , via Wikimedia CommonsВыглядит до сих пор классно, хотя машине уже 15 лет. А вот с агрегатами по большей части беда… M 93, CC BY-SA 3.0 , via Wikimedia Commons

Может, какие-нибудь не слишком удачные немецкие моторы типа бмвшного N45: ваносы вместе с маслосъемными колпачками там обычно передают пламенный привет владельцу еще до сотни тысяч пробега. И вроде бы конструкция у двигателя не самая сложная, по сути обычный атмосферник даже без ЕГР и балансирных валов, но что-то инженеры все же напортачили. Такие проблемные двигатели есть, деться от них мы никуда не сможем, поэтому при покупке просто нужно смотреть, не стоит ли один из таких агрегатов с подвохом в планируемом к приобретению вами авто.

 Около 200 тысяч км

Это очень популярный ресурс до капиталки для современных навороченных двигателей с парой турбин, изменением фаз газораспределения на впуске и выпуске, с алюминиевой «головой» и блоком цилиндров. Эти моторы не предназначены для того, чтобы ездить долго. Они сделаны, чтобы ездить хорошо. С этой задачей они справляются на отлично, поэтому не стоит ругать их за не слишком большой ресурс и дорогое обслуживание.

Он не должен ездить долго, он должен ездить хорошо Alexander Migl, CC BY-SA 4.0 , via Wikimedia CommonsОн не должен ездить долго, он должен ездить хорошо Alexander Migl, CC BY-SA 4.0 , via Wikimedia Commons

Классический пример — В48А20В, немецкий мотор, из которого выжимают больше трехсот сил в некоторых форсировках всего с двух литров объема. Но будут ли у владельцев хоть какие-то претензии к этому агрегату? Думаю, что нет. Ведь положительных эмоций от управления автомобилем он подарит гораздо больше.

 300.000 километров

Это абсолютно средний для большинства сегодняшних моторов ресурс. Корейские двигатели, устанавливающиеся на весь популярный В-класс, простые ваговские 1.6 MPi и даже японские агрегаты типа М16А от Сузуки — все это будет ездить немногим больше трехсот тысяч километров при своевременной замене масла. Увы, но на большее большинство современных моторов не способны.

До полумиллиона километров 

Остались среди современных двигателей и старожилы с таким ресурсом, но их с каждым днем становится все меньше. Причина проста — чем больше ресурс, тем меньше нагруженность агрегата, а значит меньшее количество сил можно снять с единицы объема. Моторы типа реновского К7М и К4М уходят в прошлое: их еще кое-как удается подточить под современные экологические нормы, но конкуренцию по расходу и мощности они с треском проигрывают более новым по конструкции и менее ресурсным двигателям.

Дальше лезть нет смысла, потому что больше полумиллиона километров современные моторы без капиталки не ходят. Наверняка есть какие-то единичные экземпляры, но в большинстве своем хотя бы одну капиталку на этом пробеге уже приходится делать, а в некоторых моторах уже пару ремонтных размеров успели разменять. В такие времена живем, когда по-настоящему долговечные агрегаты мало кому нужны…

Сколько моя Лада проходит без капремонта — экспертный взгляд

Практика показывает, что некоторые вазовские моторы не выхаживают даже гарантийный возраст и пробег. То есть 3 года и 100 000 км. При этом есть немало владельцев Лад, которые рассказывают о пробегах, превышающих 250 000 км без капитального ремонта. И то, и другое правда. Почему же такая большая разница?

Ресурс большинства импортных моторов при правильной эксплуатации колеблется в пределах +/- 20%. А владельцы современных Лад, как и тридцать лет назад, могут сказать о своей машине, что им с двигателем повезло (или не повезло). При этом начальный ресурс одного вазовского мотора может отличаться в несколько раз от ресурса другого, аналогичного. Но даже удачно собранный двигатель не всегда залог его долгой жизни. Ресурс можно сократить в разы, использовав некачественные эксплуатационные жидкости, расходные материалы и запчасти.

Решиться на капремонт двигателя владелец может в двух случаях:

  • Аварийный выход мотора из строя. Это когда двигатель глохнет, не заводится и, возможно, не проворачивается.
  • Ухудшились показатели двигателя. Мотор заводится, но присутствуют: огромный расход масла, дымление, снижение мощности, плохой пуск из-за заросших нагаром свечей.

Двигатель ВАЗ: ресурс мотора и от чего он зависит

Итак, сразу отметим, что усредненным показателем для моторов ВАЗ на «классике» является отметка в 150 тыс. км. пробега. Что касается более современных версий ДВС, часто можно услышать, что такие двигатели «ходят» около 200 тыс. км. и даже больше, однако сам завод определяет все те же 150 тыс.

Как видно, официальные показатели вполне можно считать условными. Прежде всего, ресурс мотора сильно зависит от целого ряда нюансов во время обслуживания и эксплуатации транспортного средства. Для примера возьмем двигатель ВАЗ-2114.

Начнем с того, что двигатель на данной модели 8-клапанный, имеет заявленный заводом ресурс в 150 тыс. км. При этом на практике в некоторых случаях такие агрегаты попадают на «капиталку» только к 200-250 тыс. км. Моторы с 16 клапанами могут выходить и больше (до 300 тыс.).

  • Первым делом, ресурс мотора напрямую зависит от стиля езды и условий, в которых эксплуатируется ТС. Другими словами, если двигатель постоянно раскручивать до высоких оборотов и затягивать переключение на повышенную передачу, агрессивно разгоняться с места и т.п., тогда ресурс мотора сильно сокращается.

Также двигателю вредна и езда на низких оборотах, когда, например, водитель ездит на 5-ой передаче со скоростью 40-50 км/ч. При этом нагрузка сильно возрастает в том случае, если, например, машина заезжает на подъем, но вместо включения пониженной передачи водитель просто сильнее нажимает на газ. Нередко в этом случае возникает детонация двигателя, которая разрушает мотор.

Как в первом, так и во втором случае двигателю гарантирован повышенный и ускоренный износ. С учетом вышесказанного становится понятно, что оптимальной считается спокойная езда без резких стартов и высоких оборотов, при этом также не желательно допускать падение оборотов ниже 2 тыс. об/мин. на каждой передаче при движении.

Что касается условий эксплуатации, буксировка других автомобилей или использование прицепа, а также постоянная езда в черте города с малой скоростью (режим старт-стоп), частые запуски (особенно холодные) и остановки двигателя, короткие поездки, за которые ДВС не успевает выйти на рабочую температуру, езда по пыльным дорогам или эксплуатация ТС в тяжелых условиях также сокращает ресурс мотора. Особенно это проявляется в том случае, если двигатель своевременно не обслуживается с поправкой на такие условия.

  • Следующим фактором, который может как сократить, так и продлить «жизнь» ДВС, является обслуживание. Под таким обслуживанием следует понимать плановую замену технических жидкостей и «расходников».

Это значит, что масло нужно правильно подбирать и менять его до того, как смазочная жидкость потеряет свои свойства. Еще опытные водители хорошо знают, что масло лучше менять не по пробегу, а по моточасам, а также делать поправку на те условия, в которых эксплуатируется автомобиль.

На практике получается, что в рамках обычной повседневной эксплуатации полусинтетику оптимально менять не позже 6-7 тыс. км. пробега, а синтетику лучше заменить к 9-10 тыс. км. Эта рекомендация является главным ответом на вопрос, как увеличить ресурс мотора. Если владелец следует приведенным выше рекомендациям, тогда двигатель ВАЗ вполне может пройти около 250 тыс. км. до капитального ремонта.

Также отметим, что для многих моделей ВАЗ обслуживание двигателя не ограничивается только заменой масла, масляного и воздушного фильтра. К расходникам, которые нужно менять, также относятся свечи зажигания и высоковольтные провода, тосола/антифриз для поддержания оптимального температурного режима работы ДВС. Еще может потребоваться регулировка тепловых зазоров клапанов, выставление УОЗ, замена ремня ГРМ и роликов, чистка инжектора и другие процедуры.

  • Своевременное устранение неполадок завершает список тех факторов, которые позволяют увеличить ресурс двигателя ВАЗ или любого другого ДВС. Причина очевидна, так как даже мелкая поломка, которая на начальном этапе не представляет угрозы, в случае игнорирования и продолжения эксплуатации ТС может перерасти в серьезную проблему.

Становится понятно, что нормальная работа всех основных систем и процессов (зажигание, охлаждение, питание и смесеобразование) позволит добиться полноценного сгорания смеси топлива и воздуха в цилиндрах, избежать закокосвки двигателя, замедлить процесс окисления и старения моторного масла.

К вопросу о пробеге

Многих интересует, каков пробег двигателя до необходимого проведения капитального ремонта. Здесь все достаточно просто. У каждого автопроизводителя есть свои критерии, они хорошо знают особенности своих машин.

Потому изначально на новых машинах предусмотрен определенный ресурс до проведения капремонта. Средний показатель — от 150 до 200 тысяч километров.

Но есть важное замечание. Во многом ваш дизель или бензин, установленный под капотом, может превосходить или существенно не дотягивать до указанного в руководстве пробега. Это зависит от того, насколько бережно вы относитесь к собственному автомобилю.

Негативно на ресурс двигателя влияет целый ряд факторов, включая:

  • качество топлива;
  • своевременность замены расходников;
  • качество масла;
  • стиль вождения;
  • уход;
  • своевременность ремонта;
  • правильность регулировки;
  • прохождение технического осмотра;
  • условия эксплуатации.

Вот и получается, что один водитель с двигателем, ресурс которого составляет 200 тысяч километров, без проблем эксплуатирует машину все 250-300 тысяч до капремонта, а другому капиталка требуется уже через 100 тысяч километров.

Ресурс двигателя ВАЗ до капремонта: от чего зависит

Так что привязывать свой автомобиль Рено, Киа, Нива, Форд Фокус, Газель, Митсубиси Лансер или тот же КАМАЗ к каким-то конкретным цифрам — дело неблагодарное.

Плюс в любой момент тебя могут подстерегать неожиданности, неприятности на дорогах, какие-то форс-мажорные ситуации, из-за которых находящийся чуть ли не в идеальном состоянии мотор уже на следующий день откажет и будет требовать сделать капиталку.

Причины и признаки приближения ремонта

Перечислим кратко причины и признаки, по которым водитель может определить, что необходимо делать капитальный ремонт двигателя. Итак, к признакам относится:

  1. Возникновение стука в КШМ (кривошипно-шатунный механизм).
  2. Снижение давление масла (об этом сигнализирует лампа на приборной панели). Однако учтите, что единоразовое снижение давления не означает, что нужна «капиталка». Однако если снижение появляется регулярно и через короткое время, то нужна дополнительная диагностика.
  3. Повышенный расход масла. Здесь та же логика, что и в предыдущем пункте. Если вы очень часто заливаете масло, существует вероятность, что надо проводить капитальный ремонт двигателя.

Лампа снижения давления масла на приборной панели

Теперь рассмотрим причины, из-за которых возникают описанные выше проблемы.

  1. Закоксовывание масляных каналов, значительное загрязнение, старение масла или использование некачественного.
  2. Выход из строя или значительный износ подшипников скольжения в КШМ и/или вкладышей коленчатого вала.
  3. Падение компрессии может быть вызвано износом колец поршня, прогоранием клапанов или прокладки главного блока цилиндров.
  4. Повышение расхода масла возникает по самым разным причинам. Это может быть снижение эластичности маслосъемных колпачков газораспределительного механизма или закупоривание сгоревшим маслом маслосъемных поршневых колец.

Теперь вкратце остановимся на действиях, которые полезно выполнять каждому водителю для предотвращения частых ремонтов двигателя и продления срока между очередными «капиталками».

  1. Регулярно контролировать уровень и состояние моторного масла. Производить его замену в соответствии с рекомендациями производителя, а при его неудовлетворительном состоянии — чаще.
  2. Не допускать перегрева двигателя. В том числе следить за состоянием охлаждающей системы в целом и ее отдельных узлов в частности. В том числе регулярно проверять состояние и уровень охлаждающей жидкости, а при необходимости доливать ее.
  3. Использовать качественное топливо. Плохой бензин или солярка имеют в своем составе много вредных примесей, которые в процессе сгорания остаются на поверхности отдельных частей мотора, ускоряя его износ.
  4. Не перегружать двигатель. В частности, не возить грузы, масса которых превышает указанную производителем авто, в том числе не буксировать тяжелые прицепы.
  5. Не допускать длительной работы на холостых оборотах. При этом скорость появления нагара на поверхности цилиндров и свечах увеличивается.
  6. Придерживаться спокойного стиля езды. Старайтесь избегать резких разгонов и торможений, работы двигателя на повышенных оборотах (в красной зоне тахометра), частых переключений передач и так далее.

Когда ждать капитального ремонта?

А что же дальше? – могут задать себе вопрос начинающие автомобилисты. Дальше – капитальный ремонт, поскольку ресурс большинства внутренних деталей исчерпан. Основы проведения данной операции будут рассмотрены ниже.

Прежде чем рассмотреть, что будет входить в ремонтно-восстановительные работы по двигателю, рассмотрим факторы, которые влияют на повышенный износ главного силового агрегата:

  • Манера езды . Этот фактор влияет в самую первую очередь, поскольку частые перегрузы двигателя приведут к повышенному износу внутренних деталей силового агрегата. Так, размеренная езда может значительно продлить жизнь данного конструктивного элемента. Как показывает практика, водители, которые ездят бережно и аккуратно, реже проводят ремонт узлов автомобиля. Особенно, которые касаются двигателя, чем те, которые любят погонять.
  • Своевременные ремонтные операции . Поточный ремонт достаточно важный фактор в ресурсе силового агрегата. Так, вовремя не отрегулированные клапана, или несвоевременная замена прокладки ГБЦ может значительно понизить ресурс.
  • Техническое обслуживание . Своевременное техническое обслуживание, а именно замена масла может продлить ресурс двигателя. Связано это с тем, что смазочная жидкость берет на себя все физические и химические процессы в моторе. Выработка одной из деталей, а именно в части металлической стружки, пойдет всё в моторное масло.
  • Качество используемых запасных частей . От того, какую деталь установишь, зависит не только динамика и мощность, но и ресурс главного силового агрегата. Так, качественная деталь имеет не только больший потенциал, но и меньшую выработку, которая в виде остатков может попасть в масло.

16-клапанный двигатель ВАЗ-2114

Теперь, когда рассмотрены основные причины, которые влияют на потенциал работы двигателя, можно рассмотреть и основные понятия, которые будут входить в капитальный ремонт силового агрегата, после окончания ресурса использования:

  • Шлифовка коленчатого вала до ремонтных размеров под коренные и шатунные вкладыши.
  • Расточка и хонинговка блока цилиндров.
  • Установка новой поршневой согласно размеру расточки блока.
  • Замена комплекта прокладок мотора.
  • Ремонт или замена масляного насоса.
  • Замена клапанов и направляющих втулок.
  • Замена распределительного вала.
  • Замена водяного насоса и других элементов охлаждающей системы.
  • Шлифовка поверхности блока и головки блока цилиндров.
  • Замена масляного фильтра и моторного масла.
  • Реставрационные работы. Например, аргонная сварка головки блока в местах образования трещин.
  • Прочие работы направленные на восстановления ресурса мотора.

Как показывает практика, после проведения капитального ремонта мотора, срок службы силового агрегата снижается. Обычно этот показатель составляет 120-130 тыс. км пробега.

Если не следить за приводом ГРМ

Аварийный выход из строя чаще всего бывает при обрыве ремня ГРМ, и тогда, возможно, дело обойдется ремонтом головки блока цилиндров. Все это — при условии, что мотор «втыковой». Произойти это может уже на 70 000 км пробега.

У эксплуатировавшихся в нашей редакции Лады Гранты и Датсуна mi-DO с восьмиклапанными моторами ремни порвались раньше, чем наступил заявленный производителем срок замены. В сервисной книжке автомобилей замена предписана при пробеге 75 000 км. В итоге — капиталка! Тот же эффект могут дать вышедшие из строя ролики ремня ГРМ и насос системы охлаждения.

Чтобы избежать проблем, советую проверять ремень при пробеге 30 000 км и далее при каждом ТО. Принудительно меняйте его каждые 60 000 км.

При бережной эксплуатации и правильном техническом обслуживании двигатель переднеприводной Лады может проехать до 300 000 км, и только после этого владелец начнет замечать явные потери характеристик. Однако от некоторых проблем никто не застрахован. Например.

Если попались дефектные запчасти

На любом пробеге возможно появление задиров цилиндра, вызванных разрушением поршня, колец либо поломкой свечи зажигания (обломился электрод или кусочек изолятора). Задиры на поверхности цилиндра вызывают потерю компрессии, при этом снижается мощность и появляется масложор.

Если попадутся поддельные фильтры или масла, то срок жизни мотора может быть очень коротким. Фильтр на большой скорости и оборотах способен лопнуть по завальцовке, оставив мотор без масла. А просто плохая фильтрация сократит ресурс подшипников всех валов. Некондиционное масло может стать причиной задиров, а еще оно может столь интенсивно угорать, что водитель запросто пропустит момент, когда мотор останется без масла.

Советую приобретать фильтры в крупных сетевых магазинах запчастей. Вероятность купить подделку при этом значительно ниже. Масла лучше покупать на именитых сетевых АЗС.

Неквалифицированное техническое обслуживание

Недостаточное качество очистки воздуха, или, того хуже, прорыв шторы воздушного фильтра сократит срок службы мотора в разы. Сильно засоренный фильтр грязь не пропустит, но и воздух тоже. Мотор будет работать в нерасчетном режиме, и это не продлит его ресурс.

Важно соблюдать периодичность замены, предписанную инструкцией. Более частая замена нужна только в степях и полупустынях с их вечной пылью. Советую не покупать самые дешевые фильтры — они могут пропускать крупные частицы. Хорошая вещь не может стоить слишком дешево. Лучше всего покупать фильтры в сетевых магазинах запчастей.

Неправильная эксплуатация

Бензин может также серьезно снизить ресурс двигателя. Низкое октановое число приводит к детонации, которую не сможет компенсировать блок управления. Смолы приводят к закоксовыванию деталей мотора. Повышенное содержание серы образует в цилиндрах серную кислоту, которая разъедает детали из цветных сплавов.

Советую заправляться на известных брендовых заправках и топливо использовать с октановым числом не меньше разрешенного в инструкции к автомобилю.

Как бюджетным авто удается ходить по 500 000 км без капиталки мотора

Почему некоторым автомобилистам удается намотать 400-500 тысяч километров пробега, да еще и без капитального ремонта, а кто-то отправляет тот же движок чуть ли не под списание уже на 200 тысячах? И это на одинаковых автомобилях с одинаковыми моторами.Обсудить

На самом деле, такой феномен можно наблюдать даже на бюджетных корейских седанчиках. В принципе, если модель оснащается простым и надежным двигателем, то выходить она может хоть миллион километров. Главное, чтобы остальные узлы автомобиля выдержали такие пробеги.

Наверно, многим попадаются такси-кары бюджетных сегментов в запредельными цифрами на одометрах. А если учесть, что пробег, наверняка, еще и скручивали пару раз, то эти 300 000 километров, легко превращаются 400, 500, 600 тысяч. Обивка кресел в этих ведрах уже давно превратилась в тряпку, а мотор все еще крутит.

Дело в том, что большая часть автовладельцев эксплуатирует автомобили в агрессивных режимах: часто стоит в пробках, запускается в мороз, отправляется в поездку сразу после запуска движка, долгая стоянка на холостом ходу. Все эти факторы создают реальные условия для ускоренного износа мотора и деградации масла.

Если автовладелец живет недалеко от работы, то бывает, что за время зимней поездки двигатель даже не успевает выйти на рабочую температуру. Мотор еще холодный, а он уже паркуется.

Кроме того, стояние в долгих пробках не прибавляет пробега, но накручивает моточасы, которые гораздо важнее в этом случае. Ведь в таком режиме эксплуатации каким бы дорогим и технологичным ни было масло, оно все равно постепенно теряет свои свойства.

В отличие от таких «средних» автомобилистов таксисты и профессиональные водители, часами сидящие за рулем, часто используют автомобили в самых щадящих режимах. Мы сейчас не говорим о битых со всех сторон кузовах, а об их начинке.

Известны байки об автомобилях, которые после поступления на баланс таксопарка, единожды запустившись глушатся лишь для того, чтобы быть списанными. Как только заканчивается смена у одного водителя, за руль тут же садится следующий. Даже на запрвках многие такие автомобили стоят с запущенными моторами вопреки правилам.

Таксисты гораздо меньше стоятв пробках — им отданы выделенные полосы. Ездят они с всегда примерно с одной и той же скоростью, эксплуатируя автомобиль в щадящем режиме с минимальными нагрузками на двигатель. Лихачить таксистам не позволяют ни ПДД, ни камеры, ни агрегаторы, которые за превышения штрафуют и так зарегулированных работяг.

По сути, все обслуживание мотора у них сводится к замене масла и фильтров. Капиталить эти движки нужно уже при весьма серьезных пробегах.

Хотя вообще-то, известный факт, что постоянная эксплуатация двигателя на низких оборотах может приводить к масляному голоданию.

Вместо заключения

Напоследок хочется привести такую аксиому: ресурс работы двигателя напрямую зависит от ресурса работы его отдельных элементов.

У иномарок ресурс обычно составляет 250-300 тысяч километров, в то время как у отечественных автомобилей только 150 тысяч.

Чтобы двигатель работал как можно дольше без поломок, стоит соблюдать правила эксплуатации, которые были установленные заводом изготовителем, и проводить регулярное техническое обслуживание.