Как выбрать детское автокресло — важные критерии выбора

Детские автокресла

Детское автомобильное кресло — это необходимый атрибут защиты малышей от травматизма на дорогах. Мы продаем множество моделей, созданных с учетом физиологии ребенка и обеспечивающих его безопасность при движении. Для детей, не достигших 12 лет, специальное кресло обязательно. Его отсутствие повлечет штраф. 

Выбирать стоит те модели, которые смогут предоставить ребенку максимальный комфорт и высокий показатель безопасности. Кресло для ребенка в машину обязательно должно соответствовать мировым стандартам качества.

Когда нужно детское автокресло?

Автомобильные ремни безопасности сконструированы под анатомию взрослого человека. Однако для детей они будут не только бесполезными, но и опасными. Правильно подобранное и установленное авктокресло в разы снижает риск получения ребенком смертельной травмы во всяческих передрягах и аварийных ситуациях.

Кто придумал детское автокресло?

Первые документальные сведения о детских безопасных креслах уходят корнями в 1935 год, когда американский журнал популярной механики Modern Mechanix опубликовал заметку о кресле на стальной раме, которое крепилось к днищу авто посредством специальной рессоры. Конструкция изделия позволяла ребенку слегка покачиваться во время движения и «съедала» мелкие неровности дорожного полотна.

Год спустя на арену вышло комфортабельное автокресло, которое нынче называют «катапультой». Такое клеймо приклеилось к нему из-за отсутствия хоть каких-то предпринятых мер безопасности. Кресло ничем не крепилось к сидению авто и остается лишь догадываться, что ожидало юного пассажира при экстренном торможении или изменении траектории движения машины.

На этих сканах газет плохенького качества проиллюстрированы автокресло-«катапульта» (слева) и первое детское сидение с ремнем безопасности (справа).

Прообраз автомобильного кресла с ремнем безопасности увидел свет в 1939 году. Изобретение придумал американец Лестер Брессон, который смастерил детское «посадочное место» в собственном гараже из подручных материалов.

Прародителем современных кресел по праву считается разработка профессора Алдмана из шведского университета Чамперс. Наблюдая за отправкой в космос астронавтов, он пришел к выводу, что лежа «против шерсти» можно значительно уменьшить нагрузки при резком замедлении. Идея была воплощена в «железе» спустя 9 лет, когда компания Volvo выпустила первое в мире автокресло для самых маленьких, подлежащее установке против хода движения.

Разбираемся в видах

Виды автокресел разнообразны и могут быть классифицированы не только по возрастным группам, но и по количеству составных частей. Сегодня на рынке товаров представлены такие виды, как:

  • трехчастные – эти модели помимо чаши сиденья, имеют столик и опору для ног.

Стоит сказать, что защитный столик делает конструкцию значительно дороже и менее безопасней. Ученые Японии выявили, что уменьшая нагрузку на шейные позвонки, столик в 5 раз увеличивает ее при аварии на брюшную полость малыша;

  • двухчастные модели лишены такой опасной детали и снабжены лишь дополнительной опорой для ножек в виде мягкой или пластиковой подставки. Она помогает занять комфортное положение даже подросшему малышу, что особенно важно при длительных поездках;

  • одночастные кресла имеют лишь сиденье чаши, однако, также прекрасно подходят для маленького пассажира.

Несмотря на различное количество частей, кресла могут быть такими как:

  • с положением для сна;
  • без возможности наклона.

Как правило, все модели с монолитной чашей имеют 2–3 положения, которые зависят от выбранного паза на каркасе.


    Задачи различных положений кресла являются такими как:

    • 1 – обеспечивает прямую осанку ребенка в сидячем положении;
    • 2 – устанавливает чашу с небольшим наклоном, что позволяет ребенку отдохнуть и разгрузить шейные позвонки во время сна;
    • 3 – создает максимально горизонтальное положение ребенка, но может использоваться лишь при установке кресла против движения.

    Модели-трансформеры со съемной спинкой не имеют положения для сна, поэтому не следует их считать подходящими для годовалых малышей. Исключением здесь могут быть кратковременные и редкие поездки.

    Стандартные

    Выше приведённые виды также разделяются на несколько категорий:

    1. 0 — от нуля до девяти месяцев. Такая люлька предназначается для транспортировки новорождённого, чей вес не превышает десяти килограммов. Монтаж производится лицом к передней части автомобиля или же перпендикулярной ей. Устройство предполагает горизонтальное расположение.
    2. 0+ — от нуля до полутора лет. Модель может использоваться для новорождённого вплоть до достижения веса в 13 кг и роста в 75 см. Как правило, такая конструкция носит в себе дополнительные функции — люлька или коляска. Рекомендуется устанавливать по ходу движения — в противном случае может нарушиться развитие шейных позвонков. Дети усаживаются в положении полусидя. Многие кресла могут использоваться с отдельным колёсным шасси в качестве коляски.
    3. I группа — для детей весом от девяти до восемнадцати килограммов и ростом до одного метра. Возраст — 1–4 лет. Посадка строго лицом вперёд. Присутствует возможность регулировки спинки. Это позволяет расположить детей ко сну во время поездки. Часть моделей из этой группы комплектуются эластичным столом — он служит упором при лобовом ДТП или внезапном торможении.
    4. II группа — рассчитана на вес от пятнадцати до двадцати пяти килограммов. Рост — до 1,2 метра. Комплектуется внутренней системой крепления и регулируемым подголовником. Наклон спинки предоставляется в качестве дополнительной опции. Для фиксации используется штатная система безопасности машины.
    5. III группа — для старших детей весом до тридцати шести килограммов и ростом до 1,35 метра. Наиболее длинные и просторные варианты. Также распространены автокресла со съёмной спинкой — альтернатива бустеру. Последний термин касается автокресел без спинки. Они представляют собой подушку, которая приподнимает детей до определённого уровня — так, чтобы лента проходила через грудь к тазу, а не вдоль шеи.

    Универсальные

    Универсальные автокресла

    Как говорилось выше, существуют комбинированные варианты:

    1. 0+/1 — от полугода до трёх с половиной лет. Подойдёт только тем детям, которые умеют сидеть самостоятельно — лежачее положение встречается не во всех моделях. Ограничение — восемнадцать килограммов. При посадке новорождённых детей устанавливается спинкой к лобовому стеклу.
    2. 1/2/3 — от года до двенадцати лет. Наиболее распространённый вариант — трансформер. Подходит для перевозки детей весом от пятнадцати до тридцати шести килограммов. Настройка производится посредством подъёма спинки. Наклон отсутствует. Также демонтируется вкладыш. Фиксатор кресла заменяется обычным автомобильным ремнём. Последний этап — снятие спинки. В итоге сиденье превращается в бустер.
    3. 2/3 — от года до двенадцати лет. Во многом повторяет предыдущий вариант. При этом может дополняться подголовниками.

    В данном пункте перечислены пять стандартных и три дополнительные подкатегории. Это наиболее ходовые варианты. Помимо них, существует более широкое деление на виды — суть от этого не меняется. При выборе одного из этих вариантов проявляются две стороны. Универсальное решение сэкономит деньги, но это чревато ухудшением безопасности и комфорта. Стандартное удерживающее устройство лишено этих минусов, однако замена кресел через каждые несколько лет отразится на бюджете.

    Общие требования к детским автокреслам

    требования к детским автокреслам

    На детское кресло возложена важная задача — спасти детей. Поэтому к нему выдвигаются строгие претензии:

    1. Тестирование. Удерживающее устройство должно пройти тест в условиях ДТП (краш-тест) и получить «звёзды безопасности» по классификации ADAC. Европейский стандарт безопасности имеет альтернативную маркировку — ECE R44/0З или ECE R44/04. Если на этикетке или на паспорте изделия имеется соответствующая пометка — значит, модель прошла тесты на безопасность при ДТП и эргономичность.
    2. Обеспечение безопасности маленьких детей. В этом же заключается главное назначение устройства. Позвоночник начинает развиваться в младшем возрасте, поэтому серьёзная травма может появиться даже от неаккуратного манёвра или резкого торможения. Вопрос безопасности перевозки детей разобран в статистике. По результатам исследования в США, использование автолюлек и кресел снижает риск смерти детей в возрасте до 12 месяцев на 71%. В случае с более старшей категорией (1–4 лет) этот параметр опускается до 50%. Также играет роль фактор стресса — водитель перестаёт беспокоиться за здоровье малыша.
    3. Уровень прочности самой машины — на основании года выпуска и модели. Устаревшие автомобили менее безопасны в сравнении с современными. В них могут отсутствовать крепёжные элементы для якорного крепления, поддержка Изофикс и даже ленты безопасности как таковые. Перед родами необходимо серьёзно подумать об этом.
    4. Материал. Пенопласт считается хрупким сырьём. Полимер обеспечивает среднюю сопротивляемость урону. Поэтому эксперты советуют подобрать модель с металлическим каркасом. В современных удерживающих устройствах скомпонован весь приведённый список. На металлическую раму устанавливается пластиковый корпус, который обивается пенопластом.

    Внимание! Большая часть производителей запрещает или не рекомендует монтировать кресла на те сиденья, которые располагаются возле фронтальных и боковых подушек безопасности. По возможности эти элементы нужно деактивировать.

    Безопасность автокресел

    В мире существуют два стандарта безопасности детских автокресел — ECE R44/04 и ECE R129. ECE R44/04 начал действовать еще в 1980-х годах, в него вносили изменения и дополнения — сейчас действует версия стандарта от февраля 2014 года. В последующие годы в стандарт вносили дополнения, которые касались в основном терминов.

    За это время в автопромышленности многое изменилось, ужесточились требования к безопасности. Некоторые положения устарели, и поэтому был разработан новый стандарт — ECE R129. Он строже, но проходит доработку — поэтому большинство производителей ориентируются на прежний стандарт. Но он действует, и кресла, которые соответствуют этому стандарту, уже производят.

    В стандарте ECE R44/04 указаны строгие требования к безопасности материалов, маркировке деталей, надежности и способу крепления. Важная часть посвящена динамическим испытаниям — в народе их еще называют краш-тестами.

    Краш-тесты проводят в специальных лабораториях, где к креслам подключают чувствительные датчики и затем закрепляют их на движущихся тележках. В ходе испытаний тележка разгоняется до заданной скорости и затем резко останавливается — имитирует столкновение и удар. Весь этот процесс записывают на камеры.

    В стандарте написано, с какой скоростью должна двигаться тележка при имитации разных видов ударов и как должна вести себя кривая ускорения, из чего сделаны манекены и какой возраст они имитируют. Есть инструкции, как сажать и закреплять кукол ремнями. Также в стандарте подробно рассказано о критериях успешного прохождения тестов — для этого приведены подробные графики с указанием верхних и нижних порогов контрольных цифр.

    Маркировки. В стандарте все прописано до мелочей. Например, в автолюльке в районе головы должно быть предупреждение, что ее нельзя ставить на переднее сидение с включенными подушками безопасности.

    Также на видимой части автокресла должна быть нестираемая схема крепления. Например, если используется штатный ремень безопасности, а само кресло стоит по ходу движения, ремень на схеме надо обозначать красным цветом. Если устройство стоит против хода движения, ремень обозначают синим.

    Это схема с нашего кресла. Оно стоит по ходу движения, поэтому ремень тут раскрашен красным
    Это схема с нашего кресла. Оно стоит по ходу движения, поэтому ремень тут раскрашен краснымТакое предупреждение должно быть на каждой автолюльке. Стандарт предписывает, что если оно может быть хоть как-то закрыто, например ремнями, то предупреждение следует продублировать в другом месте
    Такое предупреждение должно быть на каждой автолюльке. Стандарт предписывает, что если оно может быть хоть как-то закрыто, например ремнями, то предупреждение следует продублировать в другом месте

    Для тестов производитель обязан предоставить четыре образца одной модели кресла. Если каждый из них успешно прошел тест, то эта модель получает официальное утверждение. На самом кресле оно выражается в виде наклейки — обычно она оранжевого цвета. На ней написаны номер утверждения и номер страны, которая его выдала, весовая группа и категория устройства. Иногда также пишут производителя.

    Обязательно должен быть указан стандарт ECE R44/04 — он актуален. Если на кресле указан стандарт ECE R44/03, то это устаревшая версия правил — такое устройство может быть небезопасно.

    Это наклейка на нашем кресле. Тут написано название модели и что кресло полууниверсальное: из-за крепления изофикс оно подойдет не для всех машин. Указана весовая группа. Е1 в кружочке означает, что кресло прошло испытания в Германии. Под кружочком написан номер утверждения
    Это наклейка на нашем кресле. Тут написано название модели и что кресло полууниверсальное: из-за крепления изофикс оно подойдет не для всех машин. Указана весовая группа. Е1 в кружочке означает, что кресло прошло испытания в Германии. Под кружочком написан номер утверждения
    Это кресло универсальное, его можно установить в любую машину. Подойдет для детей от 9 до 36 кг, а один из его ремней проходит между ног ребенка — об этом говорит буква Y. Модель прошла испытания в Нидерландах — это мы узнали из знака Е4 в кружочке. Фото Натальи Шевчук
    Это кресло универсальное, его можно установить в любую машину. Подойдет для детей от 9 до 36 кг, а один из его ремней проходит между ног ребенка — об этом говорит буква Y. Модель прошла испытания в Нидерландах — это мы узнали из знака Е4 в кружочке. Фото Натальи Шевчук

    Это наклейка на нашем кресле. Тут написано название модели и что кресло полууниверсальное: из-за крепления изофикс оно подойдет не для всех машин. Указана весовая группа. Е1 в кружочке означает, что кресло прошло испытания в Германии. Под кружочком написан номер утверждения
    Это наклейка на нашем кресле. Тут написано название модели и что кресло полууниверсальное: из-за крепления изофикс оно подойдет не для всех машин. Указана весовая группа. Е1 в кружочке означает, что кресло прошло испытания в Германии. Под кружочком написан номер утвержденияЭто кресло универсальное, его можно установить в любую машину. Подойдет для детей от 9 до 36 кг, а один из его ремней проходит между ног ребенка — об этом говорит буква Y. Модель прошла испытания в Нидерландах — это мы узнали из знака Е4 в кружочке. Фото Натальи Шевчук
    Это кресло универсальное, его можно установить в любую машину. Подойдет для детей от 9 до 36 кг, а один из его ремней проходит между ног ребенка — об этом говорит буква Y. Модель прошла испытания в Нидерландах — это мы узнали из знака Е4 в кружочке.

    Безопасность материалов. Стандарт обязывает производителей автокресел давать письменные гарантии, что кресла сделаны из нетоксичных материалов — примерно из таких, какие используются при производстве игрушек. Степень воспламеняемости тоже должна соответствовать всем принятым нормам. Если в этих двух пунктах возникнут сомнения, данные на испытаниях могут перепроверить.

    Испытания ADAC

    В стандарте представлены основные требования к безопасности — это такой базовый вариант. При этом в мире есть другие крупные лаборатории и исследовательские центры, которые проводят свои испытания. Испытания немецкого автоклуба ADAC — одни из самых сложных. Если большинство кресел на рынке прошли стандартные тесты, то ADAC позволяет родителям выбрать действительно надежные варианты.

    ADAC проводит испытания дважды в год и оценивает самые разные параметры — от безопасности до токсичности материалов. Причем с каждым годом количество параметров для оценки растет.

    Каждый параметр исследуется в отдельности, а потом ставится общий балл. У ADAC они идут в обратном порядке — чем ниже оценка, тем она лучше.

    Итоги тестирования ADAC в мае 2020 года
    Это оценка ADAC для автолюльки Joie i-Snug + i-Base Advance. Внизу приведены классы оценок
    При лобовом ударе испытания ADAC проводят на скорости 64 км/ч, а при боковом — на скорости 50 км/ч. Для стандартных испытаний эти цифры ниже — примерно 50 и 35 км/ч соответственно.

    Еще интересно, что испытания близки к жизненным реалиям, например, при боковом столкновении ADAC имитирует вдавливание двери внутрь салона. Производители потом могут внести соответствующие изменения в конструкцию кресел.

    Для испытания одной модели обычно требуется 6—8 экземпляров, ведь каждую тестируют на фронтальный и боковой удары. При этом испытывают разные типы креплений, сажают манекенов «разного возраста», смотрят, как поведет себя кресло в обычном положении и в наклоне для сна.

    Что такое краш-тесты?

    Для оценки безопасности автомобильного кресла важны не только документы о сертификации, но и результаты официально проведённых так называемых краш-тестов.

    Обязательно прочитайте статью нашего специалиста, в которой указан рейтинг детских автокресел 2017 — 2018 гг. по уровню безопасности.

    Краш-тест автокресла
    Само это понятие, пришедшее к нам из английского языка (сrash – авария, крушение, test – испытание, проверка), обозначает испытание автомашины на безопасность пассажиров.

    С этой целью в лабораторных условиях эксперты имитируют аварию и разбирают вред, нанесённый водителю и автопассажирам, которыми в таких случаях становятся специально разработанные манекены с сенсорами и датчиками.

    Практически та же самая проверка ждёт и детские автомобильные кресла. В странах Западной Европы и США на сегодняшний день проверкой безопасности детских автокресел занимается несколько независимых организаций – автоклубов, исследовательских институтов и журналов.

    К числу наиболее авторитетных относят следующие организации:

    • ADAC (автоклуб из Германии);
    • IIHS (американский страховой институт);
    • ÖAMTC (автомобильный клуб из Австрии);
    • Autoliitto (автоклуб из Финляндии);
    • ANWB (Автомобильная Ассоциация из Голландии);
    • TCS (швейцарский автомобильный клуб);
    • RACC (испанский автомобильный клуб);
    • EuroNCAP (Европейский Союз).

    В России проверку детских удерживающих устройств проводит популярное издание для автомобилистов «Авторевю».

    Пожалуй, наибольшим доверием потребителей из Европы пользуется немецкий клуб ADAC, который разработал свою, крайне строгую, методику проверки безопасности автокресел для детей.

    Удерживающие устройства эксперты оценивают по следующим важным параметрам:

    • защита – как хорошо приспособление защищает ребёнка от повреждений при ДТП;
    • надёжность – как надёжно автокресло удерживает маленького пассажира и прикрепляется к корпусу машины;
    • комфорт – как удобно ребёнок чувствует себя во время нахождения в удерживающем устройстве;
    • обслуживание – как удобно использовать и обслуживать это приспособление;
    • экологичность – изучение химического состава ткани и корпуса изделия.

    По итогам испытания специалисты составляют таблички, в которых наиболее надёжные модели помечают 2 плюсиками, а самые ненадёжные – минусом. Ещё более наглядным вариантом является использование цветовых схем, в которых ярко-зелёный оттенок означает «очень хорошо», а красный – «неудовлетворительно».

    Как выбрать автокресло для ребенка

    Вопрос выбора подходящей модели довольно сложен. В любом автосалоне родителям предложат десятки вариантов, которые различаются по стоимости и функциональности. Кстати, качеством пренебрегать нельзя, ведь сиденье обеспечивает безопасность крохи во время движения. Лучше довериться компаниям с мировым именем: Romer, CAM, Inglesina, Graco, Peg-perego и др.

    Не так сложно, как кажется на первый взгляд, разобраться и с возрастными группами. Варианты от рождения до 12 месяцев (группы «0» и «0+») походят по устройству на переносную люльку. В машине они фиксируются перпендикулярно движению или против него. Малышам от полугода до четырех лет (группа «1») и от трех до шести-девяти лет (группа «2») предлагают ездить в традиционном детском автокресле с высокой спинкой. Первокласснику можно приобрести бустер без спинки, который приподнимает ребенка на высоту стационарных ремней безопасности.

    Есть также варианты-трансформеры, которые регулируются по росту ребенка. Родители часто выбирают модели, объединяющие возрастные группы «0+» и «1». Такого аксессуара обычно хватает ребенку с младенчества до четырех лет. Удобны также варианты «1–2–3» (от 12 месяцев до 12 лет) и «2–3» (от трех до 12 лет).

    Сиденье обеспечивает малышу максимум безопасности во время поездки. Однако гиперактивные дети нередко сами становятся угрозой салону автомобиля. Специальные чехлы защитят места водителя и пассажиров от следов детских ног. А следить за непредсказуемым поведением маленького непоседы поможет удобное зеркало фирмы Little Tikes.

    Определяемся с группой

    Разработанные группы автокресел призваны помочь родителям по всему миру с выбором нужной модели удерживающего устройства. Европейскую систему деления поддерживает и российский ГОСТ. Существуют такие группы, как:

    Группа 0

    Автокресла данной группы предназначены для младенцев, чей вес не превышает 10-ти кг, а возраст до 6-ти месяцев. Чаще всего, это съемные люльки от колясок, оснащенные крепежом и ремнями для пристегивания. Устанавливается такая люлька на заднее сиденье, обязательно поперек движения вашей машины. Такие автокресла используются очень недолго, ведь малыш быстро растет и, практически, не обеспечивают безопасность малыша. Наверное, поэтому они и не пользуются большой популярностью у родителей.

    Группа 0+

    Автокресла этой категории рассчитаны на деток от 1 года, до 2 лет с весом, не превышающим 13 кг. Чаще всего это кресла-переноски, с крепежами, подходящими для прогулочных колясок. В таком кресле малышу будет не только удобно лежать, его можно устроить в полу сидячем положении, пристегнув 5-ти точечными ремнями безопасности. Кресло может устанавливается в автомашине только против хода машины.

    Группа 1

    Автокресло группы 1 на примере Cybex Juno 2-Fix

    Собственные ремни безопасности, встроенные в кресле

    Для детей от 9 до 18 кг, примерно от года до 4 лет.

    Группа 1 – кресла, которые располагают по ходу движения автомобиля; подходят для детей в возрасте от года до четырех и весом до 18 кг. Для закрепления ребенка в устройствах этой группы используются собственные ремни, а для прикрепления кресла к сиденью автомобиля применяются системы ISOFIX или LATCH. Во многих автокреслах этой группы предусмотрена возможность изменения угла наклона от сидячего размещения до положения для сна.

    Группа 2

    Во многих моделях автокресел группы 2 опускается спинка и регулируется подголовник

    Для детей от 15 до 25 кг, примерно от 3 до 7 лет.

    Группа 2 – объединяет автокресла для малышей весом от 15 до 25 кг в возрасте от 3 до 6 лет. В них юные пассажиры пристегиваются штатными ремнями, трехточечными ремнями детского автокресла или столиками безопасности. У кресла регулируются спинка и подголовник.

    Группа 3

    Бустер (или автокресло группы 3) на примере Leader Kids KRES0438

    Для детей от 25 до 36 кг, примерно от 6 до 12 лет.

    Группа 3 – это уже не кресло, а так называемый бустер; представляет собой подушку-подставку без спинки, на которую садится ребенок. Такая подушка позволяет «увеличить» рост ребенка, чтобы правильно пристегнуть пассажира автомобильным наплечным ремнем. Возрастные ограничения — от 5 до 12 лет, весовые — от 22 до 36 кг. Бустер позволяет посадить ребенка выше, чтобы штатные ремни безопасности правильно пристегнуть (ремни не должны проходить рядом с лицом и близко к его шеи). Подходит для детей старше примерно 5 лет.

    Категория «0+/1»

    Модели этой вспомогательной группы предназначены для малышей в возрасте от полугода до 4 лет и массой тела не выше 18 килограммов. Приобретать их для новорождённых нельзя!

    Ребёнок до 6-месячного возраста ещё не может сидеть самостоятельно, а преимущественно вертикальная ориентация спинки приведёт к повышенной нагрузке на неокрепший позвоночный столб.

    Монтируют подобные автомобильные кресла против хода передвижения машины, пока малышу не исполнится годик, и по направлению движения, когда ребёнок достигнет годовалого возраста.

    Автомобильные кресла этой категории являются стационарными, то есть их нельзя доставать из машины с целью перемещения уснувшего ребёнка домой.

    Категория «2 — 3»

    Как следует из обозначения категории, эти автомобильные кресла представляют собой гибрид моделей второй и третьей группы. Применяют данные удерживающие устройства при перевозке детей со следующими физиологическими параметрами:

    • возрастные нормативы – 3 — 12 лет;
    • масса тела – 15 — 36 килограммов;
    • рост – до 130 сантиметров.

    Детские сиденья фиксируются к автомобильному корпусу либо посредством штатных ремней, либо с помощью специальной системы крепления. А вот внутренних ремешков у таких кресел нет, поэтому родителю необходимо отслеживать правильный охват детского туловища стандартным фиксатором.

    Кроме того, такие устройства высокие требования предъявляют к росту ребёнка. Минимальные значения этого показателя составляют 95 сантиметров. Если юный пассажир не дотягивает до этой отметки, автокресло не обеспечит правильное прохождение ремешка по его туловищу.

    Основное достоинство кресел категории «2 — 3» заключается в невысокой стоимости большинства моделей, при достаточно высоких показателях надёжности.

    Категория «1 — 2 — 3»

    Если родители желают сэкономить ещё больше денег, эксперты советуют приобретать удерживающие устройства этой категории. Диапазон использования подобных «гибридов» довольно широк:

    • возрастные нормативы – от 12 месяцев до 12 лет;
    • масса тела – 9 — 36 килограммов.

    Невзирая на то, что именно универсальность и дешевизна отличают данные детские автокресла, вопрос, какие бывают у них недостатки, действительно актуален.

    Следует понимать, что гибридные устройства практически всегда будут уступать узковозрастным автомобильным креслам. Связано это с тем, что физиологическое развитие ребёнка в год и 5 лет существенно разнится. Поэтому одно приспособление просто не в состоянии учесть все особенности растущего детского организма.

    Отзывы экспертов и родителей демонстрируют, что подобные модели больше подходят для кратковременных поездок, а вот от длительных путешествий лучше отказаться, поскольку высока вероятность детских капризов уже после нескольких километров пути из-за неудобного положения.

    Мнение эксперта

    «В целях экономии многие семьи останавливают свой выбор на креслах самой популярной группы 1/2/3. И это оправданно, если такая модель приобретается для ребенка, который уже умеет сидеть, а его вес достиг отметки в 9-10 кг. Скорее всего, покупать другое приспособление уже не понадобится: устройство из этой группы с высокой долей вероятности прослужит до того дня, как ребенку исполнится 12 лет. Преимущества такого варианта — в экономии: на приобретение кресла придется потратиться только один раз. Но: универсальность такого автокресла имеет и обратную сторону: по сравнению с моделями из базовых кресел устройство группы 1/2/3 во время аварии защищает менее эффективно.

    Если позволяют финансовые возможности, специалисты интернет-магазина «Дочки-Сыночки» рекомендуют последовательно приобрести несколько автокресел, на каждом этапе максимально полно обеспечивающие защиту малыша при ДТП. Это модели из групп 0+, 1 и 3».

    Вес

    Каждое кресло имеет свой вес. Как показывает практика, тяжелые модели выполняются из более прочного пластика, имеющего толстый слой, или металла. Легкие же модели имеют каркас с наименьшей толщиной защиты. Заметить существенную разницу в качестве можно лишь в случае ДТП, когда легкие автокресла разрушаются от силы удара под ребенком.

    Сегодня можно увидеть модели с весами от 5 до 12 кг. Нужно сказать, что некоторые родители намеренно выбирают более легкие устройства с дальнейшей возможностью их простой перестановки из одного автомобиля в другой. Подобная идея вполне допустима при условии недолгих поездок на небольшие расстояния.


    Варианты крепления

    В настоящее время на российском рынке можно увидеть такие детские кресла с креплением, как:

    • с помощью стандартных ремней безопасности встречается довольно часто. Такое крепление представляет собой способ установки путем протаскивания стандартного ремня в специальные пазы автокресла, находящиеся под чехлом;
    • система Isofix позволяет закрепить автомобильное кресло для малыша с помощью специальных кронштейнов в нижней части устройства. Местом сцепления с авто выступают анкерные скобы. Система успешно зарекомендовала себя за рубежом, с достоинством пройдя все испытания.

    Дополнительно модели могут быть оснащены выдвижным упорным механизмом или якорными ремнями. Как утверждают специалисты, такие инновации обеспечивают защиту высокого уровня.


    Крепление ремнями безопасности автомобиля

    Автомобильными 3-х или 5-ти точечными ремнями безопасности фиксируются кресла всех групп. Преимуществами такого крепления являются:

    1. Универсальность;
    2. Установка в любом автомобиле;
    3. Стоимость (все обходится недорого).

    Недостатки:

    1. Безопасность крепления меньше чем у креплений Latch и SuperLatch и Isofix.;
    2. Штатный ремень автомобиля может не подойти;
    3. Сложность самой фиксации.

    Внутренние ремни

    Внутренние ремни в креслах используются для кресел 0/0+/1 групп (до 18 кг.). Они бывают как с пятью точками фиксации, так и с тремя. Допустимы оба типа, но первые равномернее распределяют нагрузку при торможении и, соответственно, лучше оберегают тело от травматической деформации.  Пока ребёнку хватает диапазона регулировки внутренних лямок, то их нужно применять. Для увеличения комфорта на ремнях используются мягкие накладки.

    3-точечные

    5-точечные

    Наибольшую безопасность можно получить только при расположении лямок на высоте плеч, поэтому большинство моделей выпускается с регулировкой высоты внутренних ремней. В продвинутых моделях это происходит автоматически при подъёме подголовника.

    В некоторых моделях вместо внутренних ремней используется бампер или столик безопасности, проходящий поперёк автокресла. Он имеет внутри жёсткую конструкцию, а сверху покрыт мягким материалом. Фиксируется столик штатным автомобильным ремнём, пропускаемым по углублению на одной из его сторон. Считается, что бампер увеличивает безопасность, так как площадь соприкосновения пары ребёнок-столик в пять раз больше чем у ремней. Также он решает проблему расстёгивания малышом замка лямок во время поездки. Бампер не требует внутренних ремней и отстёгивается при высадке и посадке ребёнка. Также бампер можно применять как миниатюрную подставку для игрушек во время поездок.

    При достижении предельного возраста или веса для текущей группы необходимо заменить кресло на модель следующей группы. В универсальных креслах группы 1 достаточно внутренние лямки просто вынуть и убрать.

    Боковая защита

    Современная машина достаточно эффективно поглощает энергию фронтального столкновения в момент деформации капота. Но при ударе сбоку этого уже не происходит. Так, половина детей до 3 лет, получивших травмы не совместимые с жизнью, пострадали от бокового удара.

    Для уменьшения вероятности травм большинство моделей оборудованы боковой защитой. Она предусматривает различные методы как отдельно, так и в разных сочетаниях: многослойные корпуса, поглощающие наполнители, усиленный боковины и т.д.

    В продвинутых моделях используются разнообразные системы поглощения энергии: воздушные подушки, энергопоглощающие наполнители, внешние вставки для равномерного распределения энергии удара и т.д.


    Старые стандарты не обязывали производителей испытывать автокресла на боковой удар и лишь сообщества потребителей включали подобные краш-тесты в свои исследования. С 2018 года для всех выпускаемых кресел будет предусматриваться обязательный тест на боковой удар, что серьёзно повысит безопасность ребёнка.

    Крепление Isofix

    Крепление создано как альтернатива ремням безопасности. Система позволяет жестко прикрепить кресло к кузову автомашины.

    Преимущества:

    1. Быстро и легко устанавливается;
    2. Жесткое крепление кресла, не позволяющее ему съезжать или опрокидываться;
    3. Гарантированная защита малыша при ДТП.

    Недостатки:

    1. Высокая цена;
    2. Тяжелее кресла с обычной фиксацией;
    3. Устанавливается на определенные марки автомобилей;
    4. Устанавливается только на задних сиденьях сбоку;
    5. Вес ребенка до 18 кг.

    Крепление LATCH

    У данной системы нет металлической рамы, что делает ее намного легче. Фиксация производится с помощью прочных ремней и карабинов.

    Преимущества:

    1. Удобство установки;
    2. Небольшой вес;
    3. Мягкая фиксация, благодаря чему отсутствует вибрация;
    4. Вес ребенка может быть больше допустимого;
    5. Надежность защиты при ДТП.

    Недостатки:

    1. Маленький выбор моделей;
    2. Не на всех автомобилях есть нужные скобы;
    3. Высокая цена;
    4. Установка на сиденьях сзади и сбоку.

    Автокресло должно быть не только безопасным, но и комфортным, особенно для дальних поездок. Кресло обязательно должно подходить под рост и вес ребенка, у него должны быть подлокотники и удобный подголовник, ремни безопасности должны быть оснащены мягкими прокладками, малыш должен иметь возможность менять положение своего тела. Только при этих условиях он сможет выдержать долгое путешествие.

    Что касается цены на автокресло, то это уже зависит от ваших финансовых возможностей. Конечно, качественное и безопасное автокресло стоит дорого, но не дороже чем жизнь ребенка.

    Безопасность

      Для безопасного пребывания ребенка в машине важны не только основные крепления удерживающего устройства, но и свои крепления автокресла, которые могут быть следующими:

      • одноточечными;
      • трехточечными;
      • пятиточечными;
      • в виде удерживающего столика.


      Количество точек креплений напрямую влияет на качество защиты и нагрузку, которая может лечь на малыша в случае аварийной ситуации. Так, довольно редкие одноточечные модели закрепляют ребенка в кресле лишь по линии животика, обеспечивая максимально неверное положение при ударе. Трехточечные крепления проходят по плечикам и между ног ребенка, пятиточечные – защищают и тазобедренные суставы. Удерживающий столик, как говорилось ранее, разгружает плечи пассажира, негативно воздействуя при этом на брюшную полость.

        Кроме того, желая уберечь себя от некачественных товаров, следует обращать внимание на маркировку. Она включает в себя такие обязательные и информативные пометки, как:

        • код соответствия стандартам;
        • тип автокресла;
        • допустимый вес ребенка;
        • страна, в которой произведено кресло;
        • сертификат;
        • номер серии;
        • бренд.

        Подобный знак может выглядеть по-разному, однако, вышеперечисленную информацию нести должен. Маркировка, с которой можно встретиться часто – ECE R 44/04. Она является гарантией безопасности устройства и испытания ее краш-тестами.


        Качество

          О качестве выбранной продукции можно судить при наличии следующего:

          • всей необходимой документации;
          • сертификатов соответствия;
          • полного совпадения маркировки с имеющимися документами.

          А также следует уделить внимание и бренду. Как правило, известные марки дорожат своей репутацией, поэтому осуществляют строжайший контроль продукции на всех этапах изготовления.

          Материалы

          Разнообразию представленных удерживающих устройств можно восхищаться. Подобрать их можно с учетом любых цветовых предпочтений, тактильных ощущений и гармоничности в салоне авто. Главным же по-прежнему должна оставаться безопасность. Каркас может быть изготовлен из пластика или алюминия. Второй вариант считается наиболее безопасным и крепким. Стоимость его в разы превышает пластиковое исполнение. Ударопрочный бюджетный пластик также неплохо зарекомендовал себя в ходе эксплуатации, поэтому множество известных марок успешно выпускают каркасы из подобного сырья.


          Чехол для кресла может быть съемным и несъемным. Безусловно, для ребенка от года важна возможность очищения поверхности от последствий перекусов и просто пыльной обуви. Материалами для чехла служат следующие:

          • дышащая синтетика;
          • синтетика с использованием натуральных волокон;
          • экокожа;
          • натуральные материалы.

          Выбирать следует исходя из частоты и продолжительности поездок. Так, маленькому пассажиру гораздо приятнее спать и бодрствовать в окружении натуральных тканей или инновационных синтетических волокон, нежели экокожи. В то же время искусственная кожа отлично подойдет для редкого использования и особенно удобна для протирания сиденья от пыли.


          Каркас изделия

          Бескаркасное детское автокресло

          Детское автомобильное кресло имеет или пластиковый, или алюминиевый каркас. Второй вариант отличается большей прочностью и, следовательно, безопасностью, но и стоит существенно выше.

          Однако современная промышленность позволяет производить настолько высококачественный пластик, что изделия из него мало чем уступают металлическим аналогам. Об этом свидетельствуют и многочисленные краш-тесты.

          Ещё один вариант удерживающего устройства для детей – бескаркасное автомобильное кресло. Такая накидка на сидение отличается компактностью и дешевизной, но в случае аварийной ситуации практически не защищает ребёнка от травм.

          Кресло с каркасом (не важно, пластиковым или алюминиевым) намного безопаснее для ребёнка: оно обладает опорой для позвоночного столба, берёт на себя основную нагрузку при ДТП или резком торможении автомобиля.

          Спинка и подголовник

          Регулятор наклона автокресла
          Автокресло Joie с регулятором наклона

          Ещё один важный параметр – анатомичность спинки. Это означает, что данная часть кресла должна полностью повторять все изгибы и выпуклости детского позвоночного столба. Такой критерий особенно важен, если ребёнок будет проводить в машине значительное время.

          Для самых маленьких пассажиров, нуждающихся в постоянном отдыхе, важно, чтобы устройство было снабжено регулятором наклона, который позволяет превращать автокресло в спальное место.

          Поскольку малыша необходимо уберечь от опасностей, грозящих со всех сторон, особое внимание стоит уделять безопасности при боковых ударах. Именно поэтому следует приобретать модели, оснащённые удобным большим подголовником и глубокими боковыми элементами.

          Чехол

          Этот показатель не оказывает влияние на безопасность перевозки, однако важен для самого пассажира, поскольку малейшее неудобство заставляет ребёнка беспокоиться из-за неудобной подкладки или качеств самого материала.

          Чехлы для автокресла
          Варианты расцветок покрытия автокресла

          Важно убедиться, что чехол выполнен из качественного материала, который отталкивает грязь и может сниматься для очищения (стирки). Обычно покрытие кресла выполняют из синтетических тканей с элементами натуральных волокон.

          Комфорт

          Современный ритм жизни требует от родителей и их малышей мобильности, поэтому нередки случаи длительного пребывания детей в автокреслах. Главной задачей мам и пап является создание наиболее комфортной обстановки. Удобство в кресле обеспечивают следующие элементы:

          • подголовники;
          • дополнительные опоры для ног;
          • возможность наклона;
          • анатомичность спинки;
          • мягкость сиденья.


          Подголовники в кресле отвечают и за безопасность в случае ДТП, поэтому должны быть максимально мягкими и объемными, а также иметь возможность регулирования по высоте. Кроме того, хороший подголовник должен защищать не только затылочную область, но и височные зоны ребенка.

          Какой фирмы купить детское автокресло?

          Широкий ассортимент и большое разнообразие представленных на полках магазинов автокресел затрудняют предстоящий выбор детского сидения. Выше других в иерархии посадочных мест для маленьких пассажиров стоят решения от общепризнанных на мировой арене лидеров: торговых марок Britax Romer (совместная британско-немецкая компания), BeSafe (Норвегия), Chicco (Италия), Concord (Германия), Cybex (Германия), Heyner (Германия), Maxi-Cosi (Голландия), Peg Perego (Италия), Recaro (Германия).

          Новое или б/у?

          Эксперты в один голос гласят о покупке исключительно нового кресла. Автокресло для ребенка от года до 12 лет или «отдельно возрастное» устройство, взятое «с рук», могло быть вовлеченным в ДТП, а значит, получить повреждения и стать опасным для дальнейшего использования.

          Как устанавливать детское автокресло?

          На сегодняшний день самой надежной системой крепления считается система Isofix. Она представляет собой жесткое крепление кресла к автомобильному кузову посредством замковых соединений со специальными скобами в конструкции авто. Шанс допустить ошибку при установке автокресла на крепеж системы Isofix минимальный. К тому же большинство кресел оснащены индикаторами правильности «состыковки» замков со скобами. Предельная нагрузка на крепления Isofix не должна превышать 18 кг, поэтому в автокреслах «сидячих» групп «2» и «3» оно выступает в качестве вспомогательной системы фиксации.

          Скоба системы крепления Isofix. Вид с «непарадной» стороны.

          В детских автокреслах с американской родословной применяется система крепления Latch . По «состыковочным» параметрам она имеет полную совместимость с вышеупомянутыми крепежами Isofix. Однако кресла на американский манер значительно легче европейских сородичей ввиду отсутствия металлической рамы и выдерживают вес до 29.6 кг.

          Чаще всего детское автокресло фиксируют на автомобильном сидении при помощи штатных ремней безопасности. В «нулевых» и частично «первой» группах ремень «держит» кресло, а ребенок пристегивается в нем отдельными трех- или пятиточечными ремнями. Начиная с группы «1» — штатный ремень пристегивает маленького пассажира, а кресло фиксируется за счет собственного веса.

          Как понять, что изделие подходит в машину?

          С вопросом о возможности использования кресла в конкретном авто успешно справляется маркировка. Тип устройства, указанный в ней, может быть таким как:

          • универсальный – подходит ко всем автомобилям, поэтому может быть приобретен даже с учетом необходимости частой перестановки кресла;
          • полууниверсальный тип снабжен дополнительными защищающими деталями, поэтому может быть правильно установлен лишь на конкретные автомобили, указанные в инструкции к удерживающему устройству;
          • специальные модели снабжены особой функциональностью и устанавливаются в авто, включенные в ограниченный перечень.


          Где безопаснее ставить детское автокресло?

          Предпочтительное место для установки детского автокресла — это, конечно же, заднее сидение. В теории наиболее безопасной позицией считается центральная часть заднего дивана: при боковом ударе ребенок окажется на расстоянии от двери, а при фронтальном — в пространстве между спинками передних сидений. Однако ремни и скобы под крепление кресла по центру есть далеко не во всех авто.

          Вариант установки по центру заднего сидения хорош тем, что кресло будет равноудалено от опасностей с любой стороны.

          Еще одна малоуязвимая зона — позади водителя, который интуитивно пытается избежать столкновения со своей стороны. Автокресла «нулевой» и «первой» групп могут устанавливаться и на передней сидушке. Обязательно спиной против хода движения авто.

          Важно! Если автокресло установлено впереди, обязательно отключите пассажирскую подушку безопасности. При срабатывании она может травмировать ребенка.

          Переднее сидение — зона максимального риска. Поэтому стоит ли ставить кресло впереди, решать только вам.

          Нюансы правильной установки кресла

          Поскольку основная задача удерживающего устройства – обеспечение безопасности маленького путешественника, необходимо иметь представление, как правильно устанавливать автокресло в машину. Ниже приведены самые важные нюансы этого процесса:

          1. Не следует устанавливать удерживающее приспособление на сиденье, которое оснащено подушкой безопасности. В ином случае обязательно отключите эту дополнительную защитную функцию.
          2. Лучше всего закрепить устройство на заднем автомобильном диване – это место отличается большей безопасностью, нежели переднее сиденье.
          3. Важно соблюдать все инструкции изготовителя и устанавливать удерживающее устройство строго по правилам.
          4. Ребёнок младше 12 месяцев в обязательном порядке должен перемещаться затылком по направлению движения. Это обусловлено анатомическими особенностями младенца.
          5. Необходимо максимально плотно закрепить автокресло, при этом амплитуда покачивания пристёгнутого устройства не должна быть выше 2 сантиметров.
          6. В креслах для младенцев (категории «0+», «0+/1»), которые устанавливаются против направления движения, лямки устройства обязаны начинаться немного ниже уровня детских плеч. Головка малыша при этом должны быть ниже краешка автокресла.
          7. В устройствах категории «1» и универсальных сиденьях (если ребёнок в них крепится с помощью лямок кресла) внутренние ремешки должны начинаться чуть выше уровня детских плеч.
          8. В автокреслах категорий «2», «3» и универсальных устройствах (если пассажир крепится только штатным ремнём) стандартный машинный ремешок обязан проходить через середину детского плечика.
          9. Подголовники должны быть высокими, чтобы голова ребёнка не возвышалась над верхним краешком спинки удерживающего устройства.

          Знание подобных нюансов установки автомобильного кресла поможет предупредить травмирование маленького пассажира во время внештатной ситуации.

          Что лучше, детское автокресло или бустер?

          Однозначный ответ на этот вопрос — всему свое время. Новорожденных детишек и малышей весом до 15 кг стоит перевозить исключительно в специальном кресле. Бустеры же разрешены к использованию для юных пассажиров весовой категории от 15 кг и ростом не менее 120 см, которым попросту неудобно сидеть в тесном автокресле. Если посадить в бустер малыша, неправильно пропущенный штатный ремень может навредить ребенку при аварии или, что еще хуже, чадо вылетит из-под него при резкой остановке авто в случае удара.

          На заметку родителям: часто совершаемые ошибки

          При халатном подходе к выбору и установке автокресла увеличивается риск для жизни и здоровья крохи.

          Основные ошибки, которых надо избегать:

          • Установка старых подержанных кресел. Если устройство эксплуатировали неправильно, или оно побывало в аварии, приспособление может иметь внешне незаметные повреждения.
          • Перевозка новорожденных не в автолюльке. До года это недопустимо: хоть для новорожденного, хоть для ребенка 8 месяцев. Устанавливать люльку нужно спиной вперед.
          • Неправильное расположение устройства в салоне и его закрепление. Хоть законом не запрещается располагать креслице впереди, все-таки место самое небезопасное. Против движения малыша нужно перевозить как можно дольше, в идеале до того, как он не научится хорошо сидеть. Подобное расположение обеспечивает существенное снижение риска серьезных травм. Перед монтажом креслица обязательно прочитайте инструкцию к конкретной модели и прочтите обзор на нее с полезными советами от других пользователей.

          Серьезной ошибкой является неправильная эксплуатация ремней безопасности. Устройство надо крепить туго, чтобы максимальное расстояние его сдвига было не больше 2–3 см. Малышу, сидящему в кресле, нужна плотная фиксация ремнями на уровне плеч. При подрастании крохи надо сдвигать положение ремней.

          Ребенок должен ездить в детском автокресле до двенадцатилетнего возраста. Если ездить без автокресла с малышом, есть риск не только травмировать кроху, но и получить штраф размером в 3000 рублей. Я считаю, любой родитель-автолюбитель должен ответственно подходить к перевозке детей и подобрать правильное приспособление в соответствии с классификацией по весу и возрасту.

          Рейтинг производителей детских автомобильных кресел

          Раздумывая, какое автокресло лучше выбрать, обратите внимание на компанию-изготовителя. Ведь хорошая репутация – это тоже своего рода гарантия качества. Чтобы определиться, какую фирму выбрать, почитайте отзывы, просмотрите результаты краш-тестов.

          Признанными лидерами рейтинга производителей являются три бренда:

          1. Britax-Romer (Германия). Продукция лидирует из-за высококачественной немецкой сборки, высоких оценок краш-тестирования. Дети ездят в автокресле от фирмы Бритакс с комфортом благодаря анатомической конструкции, дополнительным опциям: удобный и безопасный подголовник; столик, регулируемый по высоте; подстаканник и пр.
          2. Maxi-Cosi (Голландия). Автомобильные кресла надежны, комфортабельны. Хорошая система безопасности от боковых столкновений. Считается, что компания изготавливает лучшие кресла для младенцев.
          3. Chicco (Италия). Автокресла этой марки выполнены из материалов высокого качества. Их можно устанавливать в любой модели автомобиля. Плюсом является анатомическое сидение с бортиками, защищающими малыша от бокового удара.

          В рейтинг также можно внести лучших производителей по определенным параметрам. Besafe (Норвегия) славится высококачественными материалами, Bebe Confort (Франция) – простотой транформации кресла, Aprica (Япония) – максимальным смягчением толчков, Casualplay (Испания) – балансом стиля и качества.

          Основные выводы

          Достаточно часто на форумах можно встретить родительские просьбы, звучащие следующим образом: «Помогите выбрать автокресло для моего малыша». Если суммировать всю представленную выше информацию, то можно сделать несколько важных выводов:

          1. Чтобы определить наиболее подходящее автомобильное кресло, ребёнка следует взвесить и измерить его рост.
          2. Универсальное (совмещённое) детское удерживающее устройство позволит сэкономить, поскольку совмещает в себе характеристики сразу нескольких автокресел. Однако сиденья базовых категорий считаются более безопасными.
          3. Лучше всего подобрать несколько моделей. Проверить всю информацию о них, например, просмотреть и прочитать подробности краш-тестов, отзывы родителей.
          4. Отдельно следует уточнить особенности крепления кресла к автомобильному кузову. От этого зависит, в том числе, и совместимость устройства и автомобиля.
          5. Важно учитывать несколько критериев устройства: материал каркаса, особенности спинки, подголовника и ремней, наличие съёмных чехлов и дополнительных аксессуаров.
          6. Приобретать детское сиденье можно в крупном сетевом или специализированном магазине, интернет-ресурсе. А вот от бывших в употреблении устройств лучше воздержаться.
          7. При приобретении товара необходимо внимательно изучить его маркировку, проверить сертификат соответствия. Также следует убедиться в правильном заполнении всех сопутствующих документов – например, гарантийного талона.

          В заключение хочется отметить, что вопрос, какое автокресло лучше, должен решить сам родитель, ориентируясь на особенности своего ребёнка и семейный бюджет. Важно лишь понимать, что это удерживающее устройство должно обязательно быть в вашем автомобиле для сохранения жизни и здоровья юного пассажира.

          Источники

          • https://www.VseMalysham.ru/category/avtokresla/
          • https://www.e-katalog.ru/post/2067/339-kak-vybrat-detskoe-avtokreslo/
          • https://o-krohe.ru/avtokreslo/dlya-rebenka-ot-1-goda/
          • https://rank-top.ru/luchshie-avtokresla/
          • https://journal.tinkoff.ru/child-safety-seat/
          • https://kroha.info/pokupki/auto/kak-vybrat-detskoe-avtokreslo
          • https://www.akusherstvo.ru/detskie-avtokresla/
          • https://www.akusherstvo.ru/guide/kak-podobrat-avtokreslo-po-vozrastu-i-vesu-rebenka/
          • https://blog.dochkisinochki.ru/articles/kak-vybrat-avtokreslo-dlya-rebenka/
          • https://club.dns-shop.ru/blog/t-266-detskie-avtokresla/15486-kak-vyibrat-detskoe-avtokreslo/
          • https://zen.yandex.ru/media/healthman/kak-vybrat-detskoe-avtokreslo-5d66580efe289100adfe3a91

          [свернуть]

          Комментарии закрыты.