Можно ли переключать передачи без сцепления и что будет если переключить передачу без сцепления

Можно ли переключать передачи без сцепления

Сразу поясним, что такая инструкция может сработать не со всеми транспортными средствами с механической коробкой передач. Для своего авто информацию по этому поводу вам стоит поискать самостоятельно, если действительно заинтересованы в вопросе.

А что касаемо остановки? Они по понятным причинам нежелательны. Это не повод пропускать все светофоры и создавать аварийные ситуации. Просто можно поехать кругами, найти какие-то обходные свободные пути. Что точно можем сказать, для этого определенный уровень профессионализма потребуется. Если уж остановка необходима, придется всю схему проворачивать с самого начала. Но лучше так, чем авария из-за нежелания останавливаться.

Советы

  • Обращайте внимание на обороты двигателя, и на каких скоростях, какие можно включать передачи. Это поможет вам развить навык вождения без сцепления.

Что будет если переключить передачу без сцепления

Практиковать такое постоянно без дело, естественно, не нужно. Да и вряд ли вы сможете это сделать намеренно и с легкостью. Задача из тяжелых. Потому что водитель столкнется с такой серьезной вибрацией на рычаге, что сразу станет ясно — пора заканчивать с такими экспериментами.

Все-таки давайте не будем забывать, что шестеренки и венцы — это изделия из легированной стали. У человека не так много сил, чтобы их «победить». Определенно присутствует малая доля вероятности, что зубцы смогут совпадать, в результате чего передачу удастся переключить. Но шансы на это очень малы. Здесь самое главное — это момент зацепления рычага с шестеренкой. А его нет, как вы понимаете.

Предупреждения

  • Учите, что не все коробки передач позволяют плавно переключаться без сцепления, частые неудачные переключения могут быть причиной поломки трансмиссии. Коробки передач, предназначенные для больших нагрузок, могут сильнее изнашиваться и передачи будут сложнее включаться без сцепления. Лучше всего передачи без сцепления включаются в небольших автомобилях с обычной трансмиссией.
  • Когда переключаетесь вниз, убедитесь, что обороты двигателя начали падать, прежде чем пытаться включить передачу. Если вы приложите усилие преждевременно, зубцы передачи могут быть повреждены.
  • Переключение без сцепления возможно только на движущемся автомобиле. Трогание с места на автомобиле требует использование сцепления.

Отказало сцепление — как правильно доехать

Безусловно, лучший вариант – это вызов эвакуатора, но что делать, если беда застала вас в каких-то деревнях, где эвакуатора придется дожидаться очень долго, да и его услуги обойдутся на порядок дороже. Выход, конечно, есть! Попытаемся доехать без сцепления.

Как тронуться без сцепления

Для успешного старта нужно немного прижать педаль акселератора, чтобы двигатель не просто дернулся и заглох, как это бывает с начинающими водителями, а поехал бы на первой передаче.

Главное, чтобы перед заводом нагрузка на аккумулятор была минимальной, ведь тянуть весь автомобиль, параллельно заводя ДВС – это очень сложная задача даже для самого нового аккумулятора.

Отключаем дневные ходовые огни, магнитолу и прочие потребители электроэнергии. Затем нужно, включив первую передачу, на несколько секунд запустить стартер. В удачном варианте машина резво дёрнется, а слегка прижатая педаль газа не позволит двигателю заглохнуть.

Далее вы получаете возможность доехать на первой передаче до вашего дома или станции технического обслуживания, даже если у вас отказало сцепление где-то в дороге.

Чтобы другие участники дорожного движения не сильно возмущались на вашу малую скорость движения, просто-напросто включите «аварийку» и продолжайте движение в крайнем правом ряду, чтобы другие автомобилисты вас обгоняли без каких-либо проблем.

Остановка должна выполняться путем переведения рычага коробки переключения передач в положение включения нейтральной передачи. Далее остается лишь плавно затормозить, используя штатную педаль ножного тормоза.

Езда без сцепления: тонкости и нюансы

Итак, что касается сцепления, многие водители знают, что данный узел во время эксплуатации подвергается значительным нагрузкам и может требовать замены каждые 80-100 тыс. км.

При этом неполадки в работе сцепления проявляются таким образом, что водитель не может включить нужную передачу после запуска двигателя, передачи включаются с большим трудом, включения сопровождаются хрустом или скрежетом.

Также бывают ситуации, когда, например, оборвался трос сцепления, возникают проблемы с педальным узлом и т.д. Еще езда без сцепления практикуется в автоспорте и в экстремальных условиях, когда водитель стремится свести к минимуму разрыв потока мощности при выжиме сцепления для переключения передач.

В любом случае, при необходимости продолжить движение своим ходом с учетом неисправности или по другой причине, на автомобиле с механической коробкой передач возможно переключение без использования сцепления. Это становится возможным при условии синхронизации оборотов двигателя и трансмиссии.

  • Теперь давайте рассмотрим типичный случай, когда сцепление не работает, а ехать нужно. Прежде всего, нужно начать движение. Для этого на заглушенном двигателе сначала включается первая передача. Далее, перед началом движения без сцепления нужно точно убедиться в том, что на пути нет никаких препятствий.

Теперь можно повернуть ключ в замке зажигания и запустить двигатель с включенной первой передачей. Важно быть готовым к тому, что сразу после поворота ключа машина начнет активно двигаться вперед (первые 1-2 секунды будет рывок от стартера, далее запустится двигатель). По этой причине педаль газа до запуска ДВС нажимать не следует.

После того, как машина начала движение, мотор завелся, нужно продолжить ехать на первой передаче, плавно добавляя газ. Если этого достаточно, тогда на 1-й вполне можно добраться до места ремонта или стоянки.
  • Если необходимо продолжить движение без сцепления с повышением передач, то есть когда нужно переключиться выше (с первой скорости на вторую, третью и т.д.), тогда переключать передачи «вверх» в движении нужно с учетом соблюдения определенных правил.

При необходимости повысить передачу, следует убрать ногу с педали акселератора (это позволит разгрузить трансмиссию). Затем нужно убедиться, что обороты приблизительно соответствуют той передаче, которую нужно включить. Для включения передачи потребуется придвинуть рычаг к положению, где включается та или иная передача. Также нужно удерживать рычаг переключения передач с небольшим усилием.

На разных авто усилие также может отличаться. В момент, когда обороты двигателя совпадут с оборотами трансмиссии, произойдет включение передачи. После включения можно снова нажать на газ и продолжать движение.

Обратите внимание, если приложить слишком большое усилие, тогда возможно ранее включение передачи, что может стать причиной поломки КПП, износа синхронизаторов, шестерен и т.д.

При этом минимальное усилие тоже может стать причиной того, что передача не включится. Более того, попытки включить скорость с минимальным усилием приводят к тому, что зубья шестерен также изнашиваются.

С учетом вышесказанного становится понятно, вредно ли переключать передачи без сцепления. Как видно, износ КПП может усиливаться, особенно если водитель при переключениях допускает ошибки.

  • Чтобы понизить передачу (включить пониженную) без сцепления, переключение вниз производится несколько иным способом, чем повышение передачи. Если просто, передачи включаются с перегазовкой.

Для начала, нужно убрать ногу с педали акселератора, затем можно выключать передачу, переведя КПП в нейтраль. Далее следует снова нажать на педаль газа, подняв обороты до 2-2.5 тыс. об/мин.

После этого, когда обороты падают, нужно толкать рычаг КПП с небольшим усилием в то положение, где находится желаемая передача. В момент, когда обороты двигателя выровняются по отношению к оборотам трансмиссии, нужная передача включится.
  • Также в ряде случаев возникает необходимость включать заднюю передачу без сцепления. Сразу отметим, без надлежащего опыта и острой необходимости лучше отказаться от попыток включения задней скорости при неполадках сцепления.

Однако если такая необходимость имеет место быть, тогда задняя передача может быть включена точно так же, как и первая в начале движения. Сначала автомобиль следует остановить (если машина до этого двигалась вперед), ДВС потребуется заглушить. Затем производится включение задней передачи на заглушенном моторе.

После того, как передача включена, нужно прокручивать двигатель стартером и быть готовым к тому, что автомобиль резким рывком поедет назад. Далее двигатель должен запуститься, после чего ТС сможет продолжить движение задним ходом самостоятельно.

Включение верхней передачи

Чтобы включить верхнюю передачу, потребуется сделать несколько последовательных действий:

1. убрать ногу с педали газа;

2. выключить передачу, переведя коробку на «нейтраль»;

3. перевести ручку в сторону передачи, которую требуется включить;

4. несильно надавить на рукоятку (усилие можно узнать только опытным путем, поскольку у разных авто оно различное);

5. после синхронизации оборотов двигателя и коробки, передача включится;

6. для последующего набора скорости плавно выжимается педаль газа.

При слишком сильном нажатии на рычаг, переключение произойдет преждевременно. При слабом усилии, передача просто не включится. В обоих случаях это приведет к стиранию и даже разрушению зубцов шестерен в коробке.

Включение пониженной передачи

Пониженная передача включается в том случае, когда мощности двигателя не хватает для поддержания нормального движения. Это случается при выезде на крутую гору, при полной загрузке автомобиля, на сложной дорожной поверхности. Чтобы переключится, не выжимая сцепление, потребуется:

1. убрать ногу с газа;

2. выключить действующую передачу и включить «нейтралку»;

3. плавно выжать педаль газа, чтобы достигнуть 2500 об/мин на бензиновых моторах или 2000 на дизельных;

4. как только обороты начнут снижаться, необходимо подать рукоятку в сторону нужной передачи;

5. при сравнивании оборотов двигателя и трансмиссии передача включится.

Возможность переключения передач без сцепления предусмотрена не у всех МКПП. Особенно сложно это сделать на технике, предназначенной для повышенных нагрузок. Чтобы правильно переключиться вниз, требуется дождаться падения оборотов двигателя, иначе можно сломать трансмиссию. Переключаться без сцепления можно только в движении, тронуться с места так не получится.  

Порядок действий

Запомните, как нужно действовать, чтобы знать, как ездить без сцепления:

  1. Когда двигатель еще не заведен, включите 1 передачу.
  2. Проверьте, чтобы перед автомобилем не было помех для движения.
  3. Немного нажмите на газ и запускайте двигатель стартером.

Автомобиль должен завестись и начать двигаться. Как только двигатель заработал, выключите стартер. Теперь можете ехать долго на 1 скорости.

При определенной сноровке можно без ущерба для коробки передач переключаться, не используя педаль сцепления. Ничего секретного – когда двигатель тянет автомобиль вперед, шестерни в КПП прижаты одной стороной зубьев. При сбросе мощности на некоторое мгновение шестерни изменяют направление соприкосновения.

Опытный автовладелец может пользоваться данным свойством коробки. В этот момент нужно расцепить шестерни, и синхронизировав обороты мотора, можно без проблем включить необходимую передачу.

Поясню более детально:

  1. Разгоните автомобиль и прижмите рукой рукоятку КПП в направлении выключения скорости. При этом педаль сцепления не трогайте.
  2. Сбросьте газ, рычаг выключит передачу, когда наступит момент смены усилия шестерен.
  3. После небольшого промежутка, когда мотор снизит обороты, выберите момент, чтобы переключиться на следующую передачу. Угловые скорости шестерен выровняются, и нужная передача включится.

Метод 1 из 2: Переключение вверх

  1. По ходу движения автомобиля, если вы хотите повысить передачу, и она находится в области, позволяющей переключится, уберите ногу с педали газа. Это ослабит нагрузку на трансмиссию. Затем, быстро выключите передачу.
  2. Тяните или толкайте ручку переключения передач в сторону желаемой передачи, прилагая небольшое давление. Учтите, что давление на ручку на всех машинах разное. Если вы приложите слишком большое усилие, то включите передачу преждевременно, что вызовет стирание зубцов. Если усилие слишком маленькое, то передача так и не включится, что так-же вызовет стирание зубцов.
  3. Как только обороты двигателя будут соответствовать оборотам трансмиссии, передача включится.
  4. Как только передача включена, вы можете продолжать движение.

Метод 2 из 2: Переключение вниз

  1. Если по мере движения вы захотели переключится вниз, так как двигатель не выдает мощности необходимой для нормального движения, уберите ногу с педали газа и выключайте передачу.
  2. Нажмите педаль газа чтобы довести обороты до 2000-2500 об/мин, затем бросьте газ.
  3. Затем, когда обороты начнут падать, толкайте рычаг коробки передач в сторону желаемой передачи, прилагая небольшое усилие.
    • Как только обороты двигателя сравняются с оборотами трансмиссии, передача включится.
  4. Когда передача включится, вы можете продолжать движение.

Как ехать без сцепления

В первой части мы обсудили как действовать, если в пути порвался трос сцепления.

Вторая часть квеста — доехать с места парковки до СТО или домой. Правила похожие.

Вот они:
1. Ехать лучше ночью или рано утром, когда движение на дорогах слабое.
2.Перед началом движения заведись на нейтралке и прогрей двигатель до рабочей температуры. Это необходимо, чтобы двигатель не заглох, когда будем рвать с места на первой передаче.
3. До начала движения четко планируем маршрут. «Я поверну налево, затем выеду на Сурганова направо и встану в правую полосу, потом на Бангалор сверну направо на Богдановича, оставшись в правой полосе» и т.д. Желательно продумать каждый перекрёсток и по возможности избегать оживлённых улиц и светофоров. Именно поэтому лучше выполнять этот квест поздно вечером.
4. Планируя маршрут, старайся всегда ехать по главной дороге. Поскольку сцепления нет, то по ходу движения желательно не останавливаться. А если будешь ехать по второстепенной, то придётся останавливаться и уступать на перекрёстке. У меня было 3 пересечения с главной: выезд на Сурганова из дворов, поворот с Некрасова налево на Коласа и поворот налево в родных Боровлянах.
5. Если маршрут начинается с выезда со второстепенной дороги, то заранее убедимся, что главная дорога свободна. Если главная занята, пододжём немного, пока она освободится. Подгадаем так, чтобы она была свободна, когда мы потихоньку подкатимся к ней на первой передаче.
6. Ну что, заводимся? Хрен там. Пристегнись!
7. Ну а теперь поехали! А вот и нет. Включи аварийку!
8. Ладно, мы готовы. Трогаемся так же, как и раньше. Включаем первую, поворачиваем ключ и поддаём газку (нет, пердеть не надо, это горю не поможет). Всё, едем на первой.
9. На первой передаче ехать придётся очень медленно. Даже на 20 км/ч двигатель будет возмущённо реветь. Поэтому есть вариант включить вторую. Для этого проедем на первой несколько минут, чтобы гарантированно зарядить аккумулятор. Крутить стартер, чтобы завестись со второй передачи, ему будет тяжело. Готов ко второй передаче? Вот как её включить:
10. Останавливаемся по возможности на спуске, в крайнем случае на ровном участке. Не на подъёме!
11. Не заводя мотор, включаем вторую передачу, а затем повторяем то же шаманство, что и раньше. Не жалеем газу, чтобы двигатель вытянул со второй передачи. Мотор фыркнет раз, другой, третий и заведётся. Трогаться будет тяжелее, чем с первой.
12. На второй ехать гораздо приятнее. Можно разогнаться до 40 км/ч — а это уже почти нормальная городская скорость.
13. Заранее просматриваем дорожную обстановку и планируем движение так, чтобы не пришлось останавливаться. Видишь пешехода? Заранее притормози, дай ему пройти. Светофор? Катись как можно медленнее, чтобы пропустить красный и попасть на зелёный. (У меня один раз не получилось подрассчитать, и я очень сильно палясь проехал на красный…)
14. Если пришлось остановиться на светофоре, трогаемся с первой. Желательно подгадать так, чтобы пришлось заводить мотор только раз и сразу же без дополнительных остановок проехать перекрёсток.
15. Вот и всё. Так потихоньку докатимся до дому. Будешь парковаться — становись так, чтобы в следующий раз оставалась возможность тронуться (не стоит упираться носом в самый дальний уголок).

И напоследок — главное.
1. На ходу передачу переключить не получится! Повредишь коробку!
2. Остановишься на подъёме — не сможешь тронуться и посадишь аккумулятор! Становись только на спуске или на ровном участке.
3. Перед тем как завести машину, прогрей двигатель. Не сможешь тронуться — посадишь аккумулятор!
4. При езде без сцепления очень важно заранее продумать маршрут и заранее просчитывать дорожную обстановку.
5. Старайся ехать только по главной, чтобы не уступать дорогу.
6. А знаете ли вы, что вместо поворота налево можно 3 раза повернуть направо? 🙂
7. Готовишься остановиться? Планируй как будешь потом трогаться.

Источники

  • https://cardinator.ru/mozhno-li-perekljuchat-peredachi-bez-sceplenija-i-chto-budet-esli-perekljuchit-peredachu-bez-sceplenija/
  • https://ru.wikihow.com/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8-%D0%B1%D0%B5%D0%B7-%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
  • https://sochi-avto-remont.ru/otkazalo-sceplenie/
  • http://KrutiMotor.ru/kak-pereklyuchat-peredachi-bez-stsepleniya/
  • https://zen.yandex.ru/media/carsrating/kak-perekliuchat-mkpp-bez-scepleniia-i-pochemu-eto-vajno-znat-5cb588a871b26b00b3453797
  • https://xn—-21-43dabppn4d4dn.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B1%D0%B5%D0%B7-%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D1%85%D0%B0%D1%82%D1%8C/
  • https://xlam.wordpress.com/2007/10/23/how-to-drive-without-clutch/

[свернуть]

Комментарии закрыты.